Зачем Порошенко поместная церковь
Вряд ли действующий президент войдет в мировую историю как великий реформатор, подобно Ли Куан Ю, или как великий полководец, подобно Ганнибалу, или хотя бы как автор блестящих афоризмов, подобно сэру Уинстону Черчиллю. И, тем не менее, место в летописях необходимо хоть чем-то оправдать помимо двух дат с черточкой посередине. Не исключено, что спросом у летописцев он будет пользоваться как неиссякаемый источник творческих идей, проектов и начинаний. Главнокомандующий вступал в ЕС и НАТО, изгонял бесов из Совбеза и лично завязывал в узел "Северный поток". Но эпоха великих свершений требует новых инициатив.
Не далее как вчера на встрече с руководителями депутатских фракций президент предложил поддержать обращение к Вселенскому Патриарху Варфоломею І о предоставлении автокефалии украинской церкви. На первый взгляд, глава государства непосредственно накануне выборов предпринял попытку забраться в один из самых запутанных лабиринтов противоречий, из которого выбраться будет не так-то и просто. Тем более что в спину его ровным счетом никто не толкал, хотя и говорят о неких вековечных чаяниях народных. Для значительной части, если не для большинства населения данный вопрос имеет практически нулевую актуальность. Помимо православных – в стране немало магометан, иудеев, католиков, кришнаитов, буддистов, представителей различных протестантских течений и атеистов.
Необязательность вмешательства государства в дела духовные подтверждается и 35-й статьей Конституции, в которой говорится, что "церковь и религиозные организации в Украине отделены от государства, а школа - от церкви".
Для иллюстрации того непростого пути, в который якобы решился отправиться глава государства, необходимо пару слов сказать о некоторых фрагментах религиозной карты страны.
Среди религиозных организаций, относящих себя к православию, наиболее крупными и влиятельными являются три: Украинская православная церковь, Украинская православная церковь Киевского патриархата и Украинская автокефальная православная церковь.
Первая сохраняет молитвенное единство с Русской православной церковью, из которой, собственно, и выделилась в 1990-м году, и единственная из трех является признанной в православном мире.
Вторая возникла методом самопровозглашения в результате организационного раскола в 1992 году усилиями бывшего иерарха Русской православной церкви Филарета (Михаила Денисенко). Третья сформировалась в 20-30 годы прошлого века.
В общем, как ранее писали барышни в статусах, все сложно.
Судя по высказываниям президента, под созданием поместной церкви он подразумевает официальное признание Вселенским патриархом Варфоломеем то ли Киевского патриархата, то ли УАПЦ. На встрече с руководителями фракций глава государства сообщил, что иерархи именно этих церквей поддержали обращение к Варфоломею. Наличие двух претендентов уже само по себе затрудняет позитивное решение вопроса, так как ранее предпринимавшиеся попытки объединения данных религиозных организаций завершились ничем.
Попытки получить признание для УПЦ Киевского патриархата от патриарха Константинопольского предпринимались еще со времен третьего президента Ющенко. Но безрезультатно. Действующий президент намекает на некие детали процесса, которые он открыть не может. Но далеко не факт, что некие не подлежащие детали существуют. Случаев признания самопровозглашенных церковных организаций в православном мире пока не было. Поэтому заявления Петра Порошенко о том, что "на сегодняшний день Украина как никогда близка" к появлению автокефальной церкви по ценности могут соперничать с заявлениями о максимально близком подходе, например, к вступлению в НАТО и ЕС.
Но как говорится, попытка – не пытка. Более чем скромное четвертое место в рейтингах обязывает к поиску той самой изюминки, которую хоть какой-нибудь избиратель готов скушать с максимальным удовольствием. С точки зрения предвыборного пи-ара, "борьба за автокефалию" может быть достаточно продуктивной технологией, позволяющей сплотить вокруг действующего гаранта некоторую часть прихожан непризнанных религиозных организаций. Зависание вопроса на стадии максимально близкого приближения представляется даже более выгодным для президента, так как электорат капризен и неблагодарен, он живет надеждами на реализацию обещаний, а уже полученные блага склонен забывать на второй день.
Медленно, но верно претендент на второй срок начинает обозначать контуры своей грядущей предвыборной компании. Вместо битвы за безвиз, удовольствие от которого практически обнуляется отсутствием у основной массы электората денежных знаков, должны прийти новые виды состязательных процессов. И не надо смущаться того, что по большей части проекты представителей управленческой элиты имеют отношения к одной из параллельных реальностей – кто-то строит Гиперлуп, кто-то открывает станции на Луне, кто-то вступает в ЕС, а кто-то лечит сквозняком. Как говорят люди с опытом, дорогу осилит идущий. А если побежит, то еще и согреется.