Зачем "новые лица" вспомнили о старых "свинарчуках"

1588

Прочно похороненное под завалами информационных накоплений "Дело Свинарчуков" внезапно вернулось в новостные ленты. Нельзя сказать, что задержание бывшего заместителя секретаря Совета национальной безопасности и обороны Олега Гладковского 17 октября было сопоставимо с раскатами грома среди ясного неба, но и неожиданный хлопок в ладоши над самым ухом тоже способен взбодрить кого угодно. Впрочем, эффект неожиданности имеет и обратную сторону, так как способен породить крайне неудобные для компетентных органов вопросы: "А почему сейчас-то?.."

Одному из самых громких коррупционных скандалов современности – "Делу Свинарчуков" – уже восемь месяцев. Завязка криминальной драмы – слив горячей инфы в эфир – удивительным образом пришлась на период приближения управленческого класса и гражданского общества к наивысшей точке обострения политической борьбы – президентским выборам.

В конце февраля 2019-го издание Bihus.info презентовало общественности журналистское расследование, в котором сообщалось о якобы – это ключевое слово во всей истории, ибо никто не может быть назван преступником до решения суда и все такое – крупных хищениях в украинской оборонной промышленности. Якобы некие мошенники, с которыми якобы был связан замглавы СНБО Олег Гладковский и его 22-летний сын бизнес-вундеркинд Игорь Гладковский, приобретали запчасти в Российской Федерации (что по нынешним меркам – уже автоматический зашквар), контрабандой доставляли на территорию украинского государства и продавали предприятиям оборонной промышленности по завышенной в 2-4 раза цене. Журналисты насчитали, что ущерб, нанесенный государству, составил 250 миллионов гривен.

Колоссальным подспорьем для информационной раскрутки скандала оказалось еще и то, что "девичья" (в данном случае присутствует элемент доброй иронии) фамилия Гладковский была Свинарчуки. А свинья, как известно, в национальной традиции является животным, чей образ имеет по большей части негативные коннотации (что, конечно же, ни в коем случае не соответствует реальному положению вещей, так как свиньи ни разу не украли ни одной бюджетной копейки, никогда не брали взяток, не занимались контрабандой и даже не курили в общественных местах).

По одной из версий, "Дело Свинарчуков" радикально пошатнуло рейтинг пятого президента Петра Порошенко. А его пафосное обещание "повідрубати руки" тем, кто ворует на армии, только помогло участникам антипрезидентских протестов в формулировке магистрального лозунга "Де відрубані руки?"

Любопытным образом после выборов "Дело Свинарчуков" резко переместилось на задворки информационного пространства, а общественный актив перестал появляться на улицах больших и малых городов с сюжетообразующим вопросом. Один из работников агитационно-пропагандисткой "промышленности" говаривал в таких случаях "Совпадение? Не думаю…" Но мы будем считать, что совпадение тоже не исключены. Даже и столь маловероятные.

Например, задержание Гладковского чудесным образом совпало с целым рядом увлекательных событий. В частности, с заявлением юриста Андрея Портнова о том, что генеральный прокурор Руслан Рябошапка якобы запретил прокурорам подписывать любые ходатайства по делам пятого президента Петра Порошенко.

Премьер Гончарук засветился в не критических, по местным меркам, но крайне неприятных скандалах:

- посетил концерт песенного коллектива, в репертуаре которого присутствуют нетолерантные тексты, что в свете евровыбора является100-процентным зашкваром (это, ранее использовавшееся в основном в криминальном сленге, понятие ввел в политической обиход шестой президент Зеленский на своей 14-часовой пресс-конференции);

- стал очередным проФФесором" с непонятным дипломом, что в украинском обществе, испытывающем повышенный пиетет перед высшим образованием, может быть воспринято как проявление интеллектуальной и нравственной ущербности.

Да и ожидание реализации хайконцепта "Весна прийде, саджати будемо" чрезвычайно затянулось. На дворе – золотая осень, и впору придумывать что-либо, связанное с подсчетами и цыплятами.

В сложившихся крайне непростых информационных условиях персоны, максимально подходящие под понятие "цапів відбувайло", – не то что бы на вес золота, но крайне не лишние. Не зря же, к примеру, героя революции Пашинского закрыли за дело,  по которому и простых смертных отпускают зачастую под подписку.

Ключевой вопрос всех подобных историй: "Что дальше?" К примеру, задержанный в августе по подозрению в вымогательстве взятки бывший замминистр по вопросам оккупированных территорий и внутренне перемещенных лиц Украины Юрий Грымчак уже выпал из информационных лент; о его трагической судьбе известно лишь то, что суд продлил содержание под стражей еще на месяц – до 14 ноября. Однако индустриальный грохот, которым сопровождалось задержание, предполагал разоблачение коррупционной схемы хотя бы с выявлением источника взятки и конечных бенифициаров.

Ожидания того, что "Дело Свинарчуков" выльется в некое подобие коррупционного "Нюрнбергского процесса", пока тоже следует отнести к разряду завышенных. Не исключено, что телезрители и радиослушатели столкнулись с явлением, нередко наблюдаемым в старину, когда во время стрелецких бунтов с царского крыльца на пики для усмирения гнева народного сбрасывалась пара-тройка бояр из тех, кого не особо жалко было.

Екатерина Павловская