Зачем Кабмин хочет лишить украинцев избирательного права
Поражение в правах части населения – одна из наиболее популярных политических идей постреволюционного периода.
Персоны, позиционируемые в информационном пространстве политологами, аналитиками и прочими экспертами неоднократно пускались в рассуждения о пользе лишения части граждан избирательного права. Совершенно неудивительно, что к этой максимально простой и доступной для понимания мысли пришли и представители нового поколения государственных управленцев, так как формировавшиеся годами политические традиции не изживаются сиюминутно.
Председатель Государственной службы по делам труда Министерства социальной политики Роман Чернега предложил использовать механизм лишения избирательных прав лиц, работающих по найму без официального оформления, а соответственно, и не участвующих в деятельности системы налогообложения.
По версии чиновника, если гражданин получает заработную плату «в конвертах», то он соглашается на отсутствие социальных гарантий и прав полноценного члена общества.
На первый взгляд логичная идея – «если вы - так, то у вас - так». Но практика порой опрокидывает самые тщательно сформулированные теоретические выкладки.
Является ли избирательное право ценностью?
Явка на последних парламентских выборах в июле 2019 года составила 49,84% из примерно 30 миллионов избирателей.
А это означает, что примерно 15 миллионов человек посчитали для себя избирательное право не актуальным. Вряд ли сколь-нибудь значительная часть из этих людей очень хотели проголосовать, но не сделали это в силу непреодолимых препятствий.
Возьмемся предположить, что абсолютное большинство этих граждан руководствовались иными мотивами:
- лень,
- никогда не ходил и сейчас не пойду,
- да я даже не знаю, где находится этот избирательный участок,
- мы лучше на природу пойдем,
- голосуй, не голосуй, все равно ничего не получишь,
- двадцать лет ходил и каждый раз обманывали, пусть в этот раз идут подальше…
И так далее, и тому подобное.
Можно сделать скидку на то, что выборы совпали с периодом отпусков.
Явка на президентских выборах 2019 года составила 62,37%.
Примерно 12 миллионов человек совершенно добровольно не захотели принимать участие в выборах.
Данные за предыдущие годы примерно такие же (возьмем наиболее популярные президентские выборы):
1991 год – 84%,
1994 год – 75%,
1999 год – 74%,
2010 год – 69%
2004 год (наиболее ажиотажный, когда гонка с участием Ющенко и Януковичем шла ноздря в ноздрю, и оба претендента старались сделать все возможное и невозможное, чтобы мобилизовать свой электорат) – 75%,
2014 год – 59,5%.
Как можем заметить, количество желающих принимать участие в выборах не растет, а значительно упало. Не сегодняшний день как минимум 40% взрослого населения страны или не менее 12 миллионов человек, считают, что избирательное право имеет для них, как говаривали мастера политической экономии, полезную стоимость.
Для справки. Что такое 12 миллионов человек?
Просто для сравнения заметим, что 12 миллионов человек - это больше чем население Бельгии, чем населении Греции, Чехии, Португалии, Австрии, Швейцарии, это больше чем население государств Прибалтики вместе взятых и еще очень многих европейских стран.
Все ли плательщики налогов равны?
Граждане, которые не платят налоги как бы не привносят ничего в общественную подпилку (хотя по факту, официально неоформленный работник самой теневой в стране фабрики создает национального продукта в сотни-тысячи раз больше, чем подтвержденный всеми печатями помощник депутата или советник министра, хотя бы просто потому, что он задействован в реальном секторе экономики). Поэтому в Гоструда их предлагают ограничить в гражданских правах.
Но в среде плательщиков налогов есть и те, кто уплачивает налогов 500 гривен в месяц, и те, кто за такой же период уплачивает 50-100 тысяч гривен. Знатоки арифметики могут задаться вопросом: почему же такие плательщики налогов должны пользоваться равными правами? Ведь совершенно очевидно, что на координатной прямой расстояние между 0 и 500 гораздо меньше, чем между 500 и 50 000.
Как устранить подобную несправедливость? Выдавать крупным плательщикам налогов 10, 50, 100 бюллетеней?
К слову, в начале прошлого века практиковалась приблизительно такая схема: на выборах в Первую государственную думу Российской империи, в состав которой в ту пору входили территории нынешнего украинского государства, 1 голос помещика был равен 3 голосам представителей буржуазии, 15 голосам крестьян, 45 голосам рабочих.
Один из вариантов гражданского размежевания
Лишение части граждан избирательного права никак не отразится на самих этих гражданах и тем более на общей электоральной картине, так как мы выяснили, что 40% граждан и так не участвуют в выборах. Зато это станет еще одним вариантом размежевания в обществе, которое и так уже разделено по целому ряду признаков (майдан – антимайдан, украиноязычные – русскоязычные, за томос – безразличные к томосу, за Порошенко – за Зеленского, за Деда Мороза – за Санта-Клауса и так далее).
В стране появятся две категории жителей, различия между которыми будут закреплены на законодательном уровне. В принципе, в наименее развитиях странах Европы нечто подобное практикуется (в Латвии и Эстонии существует институт «неграждан»).
Иные – более позитивные - последствия от реализации идеи главы Гоструда пока рассмотреть достаточно трудно.