Зачем арестовали Авакова

3711

Задержание Национальным антикоррупционным бюро Александра Авакова – сына действующего министра внутренних дел – не то что бы возымело эффект грома среди ясного неба, но, как минимум, вызвало легкое недоумение. И центральное место в актуальной повестке дня занял извечный вопрос  зрительско-читательской аудитории: “А чёйта вдруг?”

Сын министра был задержан по так называемому «Делу о рюкзаках Авакова», которому, в соответствии с распространенной присказкой,  в обед исполняется приблизительно сто лет.

Напомним кратко перипетии запутанной истории. В начале еще да-а-алекого 2015 года МВД закупило то ли 6 тысяч рюкзаков, то ли несколько кубометров воздуха, проведенных по документам как рюкзаки, и к данной сделке (по иной версии - афере) якобы был причастен Александр Аваков, потому как похожий на него человек попал в объектив скрытой камеры, якобы установленной в кабинете человека, похожего на бывшего заместителя министра внутренних дел Чеботаря, по поводу чего группа «Схемы» выпустили разоблачительную передачу. В общем, замечательным являются не столько перипетии «рюкзачковой аферы» (то ли не аферы), а факт активизации усилий антикоррпционных органов именно в данном направлении. Почему долготерпение, проявляемое в течение почти трех лет, лопнуло именно в непогожий денек, когда ничто не предвещало никакой беды кроме насморка?

Пока традиционно гиперактивные действующие советники министра скромно отмалчивались, одеяло медиаприсутствия решил перетянуть на себя советник бывший Илья Кива, выдвинувший версию, которая практически должна была закрыть тему.

"Я знаю, что должны его сына Александра направить в суд. Его хотят лишить свободы, чтобы иметь возможность манипулировать министром и иметь возможность давления на его решения", – заявил Кива.

Слухи о противостоянии президента и действующего министра ходили давно и достаточно упорно. Наиболее бурно мыслящие приписывали последнему амбиции от президентских до диктаторских, что, естественно, не может радовать уже существующего лидера нации. А недавнее заявление Арсена Авакова о товарищеских и едва ли не приятельских отношениях с гарантом вряд ли были восприняты всерьез.

Почем рюкзачки для народа, или Попросят ли Авакова на выход

Но поскольку в плохое верить не хочется, то за рабочую версию лучше всего взять активизацию борьбы с коррупцией. А все прочие версии, в том числе и выдвинутые самими министром, отправлять в раздел конспирологии.

Несмотря на явное нарушение неписанного закона политического бомонда «детей не трогать», попытки оказания влияния на министра с помощью ареста члена семьи лишены перспективы. Для этого следует ответить лишь на несколько вопросов. Сядет ли Аваков-младший (по явному или по надуманному обвинению)? Ни в коем случае. Дойдет ли дело вообще до суда? Далеко не факт. Самое вероятное: задержанного в ближайшее время отпустят, в самом пиковом случае – под залог. В то время, когда под залог отпускаются политические противники, держать за решеткой политически близкого ветерана АТО, правящий режим не имеет никакого морального права. Версия об оказании давления рассыпается на глазах. Да и не такой уж слабонервный индивидуум действующий министр, сам ходивший под уголовкой, чтобы воспринимать мелкие жизненные неполадки как жестокий прессинг судьбы. Таким образом, сквозь густые клубы антикоррупционного тумана вырисовываются робкие попытки забросить пробный камень и спровоцировать министра на резкие движения. Так как политическая культура во властных коридорах и околовластных «предбанниках» находится в слаборазвитом состоянии, то такой детсадовский тезис, как «он первый начал» все еще продолжает оставаться доминирующим. Схема неоднократно описывалась в классике. Айболит бросается спасать больных зверюшек и попадает в засаду, каппелевцы идут в психическую атаку и нарываются на Анку-пулеметчицу, и так далее. Министр выводит на улицу батальоны, Верховная Рада его стремительно отстраняет.

Фантастическая версия номер два – легкая месть за недавнее заявление: «Тратить государственные ресурсы и охранять этот хлам под Радой - больше не имеем намерений. Дал приказ снять силы министерства МВД с охраны периметра «массового протеста 30 особ».

Подобное распоряжение в случае его выполнения оставляло бы парламентариев фактически один на один с участниками так называемой акции 17.10.17. Но далеко не факт, что именно такой поворот событий не устраивает персон, имеющих кое-какое влияние на сотрудников НАБУ. Выдвигаемые протестующими требованиями вполне совпадают с наилучшими чаяниями действующего президента, так что активизация давления на парламентариев может только ускорить принятие архинужных и архиважных решений.

И наконец, версия наиболее подходящая в разряд «в порядке бреда» - борьба за «дом Арбузова» между двумя группировками активистов, одна из которых якобы пользуется покровительством министра внутренних дел, а другая – близка к радикальной партии.

21 октября около станции метро «Академгородок» лидер радикалов из батальона ОУН Николай Коханивский ранил из травматического пистолета командира батальона "Один" Руслана Качмалу (позывной Рем). Полиция задержала Коханивского. Группа из 30-ти человек разгромила Святошинкий суд, где принималось решение о мере пресечения Коханивскому. На место событий прибыл народный депутат Мосийчук, который якобы оказывал поддержку задержанному. 25 октября совершается покушение на Мосийчука. 31 октября задержан сын министра внутренних дел. В результате получилась сносная заготовка для одного из эпизодов бандитского сериала, не имеющая, естественно, никакого отношения к существующей правде жизни.

Наиболее гладкой конспирологической версией выглядит попытка тормознуть старт Арсена Борисовича к еще большим политическим высотам. Если результаты гаданий на экспертно-аналитической гуще подтвердятся, и он вознамерится поменять министерское кресло на президентское, «висяк» в виде нераскрытого, но активно расследуемого дела о рюкзачках, может стать тем самым якорем, который не позволит большому кораблю отправиться в большое плаванье.

Екатерина Павловская