Заборони перетворюють на москаля

2072


Несколько инициатив и событий последних дней складываются в картину с довольно неприятным привкусом. Речь идет не об эксцессах, а о явлениях системных, и это удручает.

Сперва народный депутат от «Народного фронта» Остап Семерак выступил с инициативой включить в список товаров, которые запрещено ввозить в Украину из РФ, книги и другую печатную продукцию. С соответствующим предложением Семерак обратился к правительству, заручившись поддержкой некоторых украинских книгоиздателей – в частности, директора харьковского издательства «Фолио» Александра Красовицкого, чья позиция вызвала бурную дискуссию в украинских СМИ и соцсетях.

Через несколько дней группа деятелей украинского шоу-бизнеса выступила с требованием к президенту Украины с новым запретом. «Мы требуем от президента в интересах национальной безопасности запретить любой импорт видео- и аудиопродукции из РФ, а также запретить трансляцию такой продукции в украинском теле- и радиоэфире»,- заявил фронтмен группы Kozak System Иван Лене. Музыкант проинформировал, что соответствующую петицию планируется зарегистрировать на сайте Петра Порошенко.

Если вспомнить недавние черные списки от Министерства культуры, то эта тяга к запретам начинает выглядеть не очень красиво. В аргументах ревнителей запретов есть рациональное зерно и очевидные причины. Действительно, в условиях фактической войны обилие продукции пошлой и полной враждебных взглядов нежелательно и неприемлемо в Украине. Какие-то фильтры и заслоны необходимы. Но, во-первых, все должно делаться с умом и адресно, а не тупыми сплошными запретами. А во-вторых, в выступлениях книгоиздателей и деятелей шоу-бизнеса можно усмотреть сугубо корыстные мотивы – убрать конкурентов. Разумеется, всегда найдется масса красивых и правильных слов, но осадочек остается.

Реальное и эффективное противодействие заключается, прежде всего, в создании собственного качественного и привлекательного продукта. Чтобы публика переключилась на отечественное естественным, а не принудительным путем.

В этом плане, хотя и немного в другом контексте, высказался посол США в Украине Джеффри Пайетт, который на брифинге, говоря о противодействии российской пропаганде, подчеркнул, что Украине следует отвечать не пропагандой, а своими преобразованиями к лучшему, своим развитием.   

«На самом деле Украине не нужно больше спонсируемых государством СМИ. Что Украине нужно, так это успешная Украина. Единственным и самым мощным опровержением всей информационной кампании и гибридной войны Кремля является успешная, модернизированная, европейская и демократическая Украина», - сказал Пайетт.

И есть еще в-третьих. Это тот момент, что наши запретительные инициативы карикатурно приближают нас к нашим оппонентам, против которых мы эти инициативы выдвигаем. Эта мания разговоров и угроз на тему запретов – ведь она же делает из нас москалей, хіба ні? Это ведь там с идиотским рвением запрещают все, что можно. Есть многое на свете, друг Горацио, что запретят в Российской Федерации, шутят сетевые острословы. Буквально на днях запретили сайт РБК-Украина за публикацию обидного клипа о Путине.

Ну так и мы туда же. Неизбывный комплекс второсортности, побуждавший копировать российские образцы и приглашать российских спецов все годы независимости, теперь реализуется, в частности, в этом запретительном угаре. Если мы воюем с Россией и даем ей самые негативные характеристики, зачем нам стремиться быть такими, как она?

Тема сложная, деликатная и неоднозначная. Есть над чем думать и о чем дискутировать. Но без этого не обойтись.

Потому что есть в-четвертых: запретный плод сладок. И стремление сделать назло тоже никто не отменял. И не запрещал. 

Игорь Левенштейн