Выборы на Харьковщине. Три главных вопроса

1820

Переквалификация Алексея Кучера из "слуг народных" в харьковские губернаторы создала крайне привлекательную вакансию в Верховной Раде.

Напомним, что на парламентской досрочке летом 2019-го Алексей Кучер при невысоком уровне узнаваемости и крайне косвенном отношении к юго-западным окраинам Харьковской области под брендом партии "Слуга народа" более чем уверенно победил на 179-м избирательном округе, набрав 50,6%.

Для справки, округ объединяет 5 районов области: Зачепиловский, Кегичевский, Красноградский, Лозовской и Сахновщинский.

Тогда Кучер оставил далеко позади председателя Харьковского областного совета, уроженца Красноградского района, человека в округе достаточно известного Сергея Чернова и еще более раскрученную в регионе персону бывшего нардепа от 179-го округа, крупного регионального бизнесмена Анатолия Гиршфельда.

Небольшой экскурс в историю необходим для понимания, что происходило и что еще может произойти на данном участке политического фронта.

По состоянию на 13 февраля на сайте Центральной избирательной комиссии в качестве зарегистрированных кандидатов числится 10 человек. Медиа сообщают о том, что круг претендентов расширился до 14-ти. По одной из версий, в поход за мандатом отправляется бывший председатель Харьковской областной госадминистрации Юлия Светличная, оставшаяся после парламентских выборов не у дел.

Пытаться давать даже краткие характеристики кандидатам и оценивать их шансы на успех не имеет решительно никакого смысла, так как у большинства избирателей все соискатели, кроме, пожалуй, вышеуказанной экс-губернаторши, не вызывают иной реакции помимо вопроса: "А кто все эти люди?"

Поэтому попробуем обратить внимание на вопросы более общего, концептуального характера.

Например…

Повторится ли феномен "Слуги народа"?

По итогам прошлогодней парламентской досрочки неустановленными лицами в массовое сознание была вброшена идея о том, что под флагом партии "Слуга народа" в Раду могла пройти любая табуретка. Вряд ли такое сравнение может быть признано корректным, но как говорится, в любой шутке, даже неудачной, есть хоть какие-то рациональные зерна. Действительно, лица с узнаваемостью, стремящейся к нулю, обходили раскрученных региональных политиков, годами удобряющих свою электоральную лужайку, "прикармливающих" социально незащищенные слои, формирующих устойчивую группу фоловеров, в политологическом обиходе именуемую ядерным электоратом.

В рядах "новых лиц" нашли прибежище и бывшие почитатели таланта Петра Порошенко, и члены уже практически истершейся из народной памяти "Самопомощи", и просто персоны, решившие внезапно переменить профессию или обрести хоть какое-то место работы.

Провластную партию будет представлять Виктория Алексийчук, неудачник выборов-2019 на 174-м округе (а это – Новобаварский и Холодногорский районы Харькова).

Столь стремительный "марш-бросок" кандидата из Новобаварского района Харькова в Зачепиловский район Харьковской области подталкивает к мысли, что партии власти абсолютно все равно, кого выдвигать и где, а упор по-прежнему делается на популярность партийного бренда.

По логике вещей ярко выраженная антисоциальная риторика властной команды, совершенно невнятная (по крайне мере, с точки зрения стороннего наблюдателя) социально-экономическая политика, абсолютное дублирование агитационно-пропагандистской, культурно-массовой и гуманитарной политики предшественников должно привести ПСН к достаточно громкому, что называется, с треском, провалу на ближайших выборах.

Выборы в 179-м округе как раз должны показать, насколько плотным оказалось облако электоральных иллюзий, и насколько длительным может оказаться период его рассеивания.

Что избиратель скажет губернатору?

Юлия Светличная – наиболее узнаваемая, а не исключено, что и единственная хоть сколь-нибудь узнаваемая персона в группе претендентов. Ранее Юлия Светличная занимала лидирующие места в губернаторских рейтингах. Выборы могут продемонстрировать, насколько оценки специалистов совпадают с оценками избирателей, что в свою очередь может своеобразным показателем и качества работы экспертов, и качества работы бывшего губернатора.

Кто составит конкуренцию партии власти?

Ни один из нардепов прошлого созыва, проигравших на досрочных выборах (а по большей части это были люди и известные, и обладающие значительными организационными ресурсами) среди зарегистрированных кандидатов не значатся. Даже глава облсовета не рискует второй раз испытывать судьбу на малой родине.

Второе место по одномандатному округу заняла партия "Оппозиционная платформа – За жизнь" – 26,5%. Но не факт, что ОПЗЖ пользуется такой популярностью в сельских районах области, чтобы продвинуть малоизвестного кандидата лишь за счет партийного бренда.

Остальные политические проекты безнадежно отстали, и вряд ли за истекший со времен последних выборов срок их рейтинги резко возросли.

Любопытно, что прочие парламентские фракции не проявили особого стремления пополнить свои ряды еще одним мандатом. Скорее всего, осознание полнейшей бесперспективности начинания, в виду крайне низкого рейтинга политпроектов в регионе, взяло верх над несгибаемой политической волей к борьбе за каждого избирателя.

***

Ровным счетом ничего не меняющие в общем политическом раскладе выборы в отдельно взятом округе тем не менее представляют повышенный интерес с прицелом на неотвратимо приближающиеся местные выборы. Главный вопрос, на который можно получить приблизительный ответ уже в марте, – успел ли обанкротиться провластный политический проект на региональном уровне или инерция избирательских симпатий настолько велика, что вполне еще можно будет почивать на лаврах как минимум до осенних выборов.

Дмитрий Михайлов