Выборы-2019. Ставки сделаны, ставок больше нет
Регистрационное окошко закрыто. ЦИК обнародовал список из доселе невиданного количества кандидатов в президенты. В кастинге на заглавную роль эффективного государственного менеджера участвуют 44 персоны, что несколько расстраивает опасения представителей экспертного сообщества, обещавших избирателям самый длинный бюллетень в их жизни. На парламентских выборах 2006 года в бюллетене значилось 45 позиций. То есть длиннее пока не будет.
Беспрецедентное количество кандидатов аналитики бросились объяснять применением избирательной технологии "технический кандидат". На практике это могло бы выглядеть примерно так. Непроходной "Товарищ Че" может продать своих членов участковых и окружных комиссий и наблюдателей проходному "Мистеру Х" и не только вернуть внесенные в качестве залога 2,5 миллиона гривен, но и заработать какую-никакую копейку сверху.
Или.
Непроходной кандидат с такой же фамилией, как и у проходного может за счет подслеповатых или малоразборчивых представителей электоральной массы отобрать кое-какие голоса у проходного.
Но так как использование подобных технологий не подтверждается фактами, то и разделение кандидатов на технических и реальных пока не имеет оснований.
Более объективной трактовкой итогов регистрации может быть примерно следующая: развитие гражданского общества стимулирует стремительный рост активности среди лиц, готовых взвалить на себя всю полноту ответственности. Или что-нибудь в этом роде.
После оглашения всего списка, чего требовал один эпизодический, но крайне запоминающийся персонаж культовой комедии о студенте по имени Александр, в актуальной повестке дня появляется следующий этап процесса – знакомство потенциального избирателя с программными установками и пакетом предвыборных обещаний.
Крайне занимательно, что данный вид программы открывал тот, кто замыкал предыдущий. Претендент на второй срок последним подал документы на регистрацию в ЦИК, как бы пытаясь зародить некую интригу – успеет, не успеет. Но с официальным, четко акцентированным, в присутствии десятков телекамер оглашением программных установок решил отстреляться первым (это случилось 9 февраля на форуме с достаточно дежурным названием "Открытый диалог"). Поэтому именно данной программе первой предстоит попасть под микроскопы политических естествоиспытателей.
Учитывая простоту и невзыскательность наличных электоральных масс, креативный штаб претендента на второй срок совершенно логично и обоснованно решил последних особо не баловать, предложив в качестве "гвоздя программы" старинную, но проверенную, и в свое время неплохо себя зарекомендовавшую концепцию "светлого будущего".
Технически безупречно выполненная замена в содержательном блоке универсальной заготовки идеи построения бесклассового общества стратегическим курсом на вступление в ЕС и НАТО создало достаточно устойчивую иллюзию новизны и свежести.
Второй – также совершенно не новый, но вполне работающий, а, следовательно, удачный прием – частичное перекладывание ответственности (в данном случае, на стратегических партнеров).
Например.
По версии составителей программы претендента на второй срок, благодаря членству в ЕС и НАТО будут обеспечены:
- высокие стандарты жизни людей;
- верховенство права и равные правила для всех;
- помощь в развитии экономики всего государства и регионов;
- доступ к наибольшему мировому рынку…
И тому подобное.
В действительности никакой прямой связи между членством в Евросоюзе и высоким уровнем жизни не существует, так как есть члены ЕС с высоким уровнем жизни – Нидерланды, Австрия, Германия и ряд других, а есть с уровнем жизни в разы ниже – Румыния, Болгария, Португалия. В то же время не имеющая членства Норвегия – числится в пятерке стран с самым высоким уровнем жизни.
Такой пункт как "верховенство права и равные правила для всех" представителям действующей власти ничто не мешало устанавливать в течение последних пяти лет.
Примеры оказания помощи в развитии экономии в рамках ЕС вряд ли навскидку кто-то припомнит.
А доступ к наибольшему рынку уже обещался при подписании Ассоциации с ЕС. Но реальных изменений не произошло. Числовые данные показывают, что в 2014-2016 годах наблюдалось резкое падение отечественного экспорта товаров в страны ЕС и только в 2017-м был достигнут уровень 2013 года, а в 2018-м превзошел уровень пятилетней давности приблизительно на 15% (при том, что общий объем экспорта товаров ниже уровня 2013-го примерно на 25%). Потому доминирующим фактором для доступа к рынку является конкурентоспособный товар. Отечественным же производителям объективно нечего предложить, кроме того, что они уже реализуют на европейском рынке (зерновые, подсолнечник, древесина, мед, солома, шмели).
Но.
Если все перечисленные выше пункты не будут реализованы, то открывается возможность перевести стрелки на стратегических партнеров, которые не в полной мере прочувствовали ответственность момента.
Вторая особенность - минимизация конкретизации программы до нулевого уровня, которая заметно облегчает восприятие документа основным потребителем.
Поэтому для программных установок становятся характерными приблизительно следующие тексты:
"Инвестиции в образование направим на повышение оплаты труда учителей и преподавателей, а также на возможности их постоянного профессионального совершенствования. В частности, речь идет об обучении передовым методикам за рубежом с обязательным использованием приобретенных знаний в Украине. Способствовать привлечению к работе в украинских школах носителей английского языка".
Обтекаемо, гладко и без шероховатостей. Хотя вполне можно было бы сказать, что оплата труда педагога составит 50% оплаты труда депутата Верховной Рады, за рубеж будет отправлено 100 тысяч учителей, а еще 200 тысяч пройдут двухгодичные курсы английского языка за счет бюджета. Но претендент на второй срок уже жестоко обжегся на конкретике во время похода за сроком первым – 1000 гривен в день военнослужащим и окончание военных действий за считанные часы.
И, конечно же, небольшая толика (в виде специй) хлестаковщины не только не испортит, но и заметно оживит любую предвыборную программу.
По версии претендента на второй срок, в течение следующих пяти лет Украина должна стать:
- лидером аграрного сектора в Европе;
- одним из пяти новых глобальных лидеров ИТ-сектора;
- региональным лидером индустриального развития;
- транспортным хабом Восточной Европы;
- одной из десяти наиболее посещаемых стран Европы под лозунгом "Модная страна, которая открывает мир".
Некоторую степень «отфонарности» планов самым наглядным образом демонстрирует пункт о становлении транспортным хабом Восточной Европы. Стоит лишь ответить на вопрос: откуда и куда европейские страны будут перемещать грузы, чтобы располагать главный хаб именно на территории украинского государства? Наиболее интересный маршрут из Европы в Азию упирается в территорию РФ. Ратовать же за расширение связей со страной-агрессором претендент на второй срок, подвизавшийся на поприще ультрапатриотизма, не может по определению. Он не такой. То есть, главным хабом на данном направлении автоматически становится соседняя Беларусь. А маршрут из Прибалтики на Балканы вполне комфортно укладывается в границы ЕС, и у европейских перевозчиков нет ни одной причины для поиска обходных путей.
Похожая история и с тезисом "одна из десяти наиболее посещаемых стран Европы". Сверхамбициозный план никак не коррелируется с данными Госстата. Если в 2013 году количество посещений иностранными туристами территории Украины составляло 23,7 миллионов, то с 2014 по 2017-й – 12,4-14,2 миллиона. За счет чего планируется совершить рывок, одному богу туризма "Чемоданиусу" известно. Но прелесть подобных пунктов программы заключается в том, что большая часть электората слабо знакома и с географией, и с арифметикой.
Общая ценность программы кандидата на второй срок состоит в образцово-показательном следовании классическим канонам предвыборной риторики с максимальной адаптацией оных под потребности текущего момента. Удастся ли кому-нибудь из столь огромного количества кандидатов, занявших позиции низкого старта, выйти за очерченные живыми классиками рамки – далеко не факт. Закон перехода количества в качество срабатывает не всегда, особенно в среде местного политикума, переживающего глубокий кризис креатива.