Выборы – 2019. Кто никуда не идет?

2508

Несмотря на рекордное количество претендентов на президентскую «булаву» выборы 2019 года все-таки пройдут вразрез с магистральным лозунгом «Танцуют все!», провозглашенным Иваном Васильевичем Буншей.

В президенты пойдут далеко не все, кто мог бы и кому прочили.

Президентские выборы-2019. Не первый раз замужем

Выдвижение «безальтернативного кандидата» за неделю до закрытия кандидатской калитки подвело своеобразную черту выдвижениям и самовыдвижениям. Все более-менее рейтинговые кандидаты уже пошли. Всё, что может пойти после, вряд ли о чем-то скажет представителям ширнармаса. Поэтому наступает момент поговорить о тех, кто в президенты не идет.
«Камикадзе» не стал Фениксом
Некандидат номер один – бывший глава правительства, изгнанный из премьерского кресла с умеренной степенью позора, Арсений Яценюк, пострадавший за излишнюю склонность к литературной образности, если считать справедливой концепцию «Как вы яхту назовете, так она и поплывет». Яценюк, собственноручно присвоивший себе ярлык «камикадзе» (что в вольном переводе с японского означает «пафосный самоубийца»), даже за почти три года пребывания в политическом отпуску так и не смог выбраться из рейтингового подвала. Даже у премьера-антипопулиста, несмотря на то, что его политика имеет куда более ярко выраженную антисоциальную направленность, дело с симпатиками обстоит немного лучше (если верить социологии).

Еще месяц-другой назад экс-премьер поигрывал президентскими амбициями, но понимание того, что участие в перегонах может стать не просто политическими похоронами для кандидата, но и актом развеивания праха политического трупа по электоральному полю, очевидно, берет верх.

Впрочем, кое-какое время еще остается, так что вопреки старинной японской поговорке, гласящей, что камикадзе может умереть только один раз, попытаться совершить повторный акт политического суицида.

Очевидно, что пик персональной политической формы данного некандидата остался в далеком 2010-м, когда в первом туре ему удалось накружить почти 7% и снискать благосклонность почти 1,7 млн человек. Остается кое-какая надежда на выборы парламентские, но, скорее всего, при условии проведения не простого ребрендинга, а чего-либо наподобие политической пластической операции.

Серый кардинал никуда не идет

судя по заниженной публичной активности, Арсен Борисович Аваков, которого наиболее смело мыслящие аналитики ставили едва ли не на позицию «человека номер два», предпочитает существование в политической тени, укутавшись в уютный плед широких (или псевдошироких) полномочий, гордому стоянию на вершине баррикады, выставив вихры на растреп переменчивым электоральным ветрам.

Несмотря на то, что в течение пары-тройки последних лет отдельно стоящие эксперты время от времени пытались напялить на министра внутренних дел то наполеоновскую треуголку, то пиночетовский картуз, Аваков в лидеры нации не идет. Хотя кое-какие аналитические умы продолжают настаивать на исключительной роли именно Авакова в определении будущего победителя, придумав для министра даже образное наименование «Черный лебедь президентской компании» (хотя после череды похорон пожилых советских генсеков за «Лебединым озером» в политтехнологической среде закрепилась репутация глашатая кончины политической эпохи).

Широкой популярностью пользуется представление, что победит тот кандидат, которого поддержит Аваков, что может быть не более, нежели плодом художественного вымысла. Не менее устойчивым является и впечатление, что серый кардинал все менее различим на фоне серых политических будней, и основной его задачей в предстоящей кампании станет удачное лавирование меж подводных камней, дабы при любом раскладе остаться если уж и не на ступеньках к капитанскому мостику, то и не за бортом корабля. Ведь даже если корабль плотно присел на мель, пребывать в каком-нибудь теплом месте в районе камбуза гораздо предпочтительнее, нежели барахтаться в камышах.

Вакарчук никуда не идет

Еще недавно включавшийся в президентские рейтинги лидер группы «Океан Эльзы» Святослав Вакарчук, которому прочили чуть ли не выход во второй тур под вывеской «новых лиц» в политике, на днях, наконец-то, определился: «не готов менять джинсы музыканта на галстук чиновника». Убоялся или отговорили знающие люди – в принципе, не имеет никакого значения.

Магистральная задача некандидата номер три – не вляпаться в избирательную кампанию одного из кандидатов. Выступать со сцен майданов – это одно, а стоять на подпевках у одного из «шенков», как ни крути, а совсем другое. Ибо как говаривала несравненная Фаина Раневская «деньги закончатся, а позор останется».

Кличко пока без амбиций

Сменивший с высокой степенью готовности боксерские перчатки на галстук чиновника Виталий Кличко в президенты не идет и, видимо, не пойдет уже никогда, во всяком случае, в верхней части кандидатского пула. Сегодня можно предположить, что история, в которой Кличко становится президентом страны или хотя бы проявляет сколь-нибудь обоснованные притязания, ушла в параллельную реальность.

В далеком июле 2013 года социологи выдали результаты опроса, в которых Виталий Кличко вырвался на первое место в президентских рейтингах. Накануне падения режима Януковича он шел уверенно вторым и считался наиболее перспективной головой триединого оппозиционера Кличко-Яценюк-Тягнибок. Но вступив в соглашение с Петром Порошенко, внезапно активизировавшимся в деле добывания президентской «булавы», Виталий Кличко свой шанс утратил навсегда. Ныне интерес его к перегонам настолько низок, что съезд союзного БПП он променял на койку в австрийской больничке. Тактика внезапного заболевания и ранее была широко распространена среди руководителей местного масштаба в критические моменты отечественной истории.

Мэр Глухова никуда не идет

Широко разрекламированное в медиа прошлогоднее заявление бывшего французскоподданного Мишеля Терещенко, занимавшего пост мэра Глухова, о походе в президенты пока не находит подтверждения. Сообщения о регистрации данного кандидата пока не поступало. Но мэрская квота на выборах не останется пустовать – честь городских голов попробует отстоять мэр Львова Садовой, хотя, судя по его рейтинговым позициям, без особых перспектив.

Почему никуда не идут губернаторы?

Банальная логика подсказывает, что наибольшие шансы в борьбе за президентский трон должны иметь успешные губернаторы или мэры крупных городов. Доказал свою состоятельность на уровне региона – имеешь право претендовать на роль руководителя в государственном масштабе. В цитадели мировой демократии – Соединенных Штатах – широкое применение имеет именно такая практика.
Джордж Буш-младший был губернатором Техаса. Билл Клинтон был губернатором Арканзаса. Рональд Рейган был губернатором Калифорнии. И так далее. Следуя этой логике, центральными фигурами в президентских гонках должны были бы стать харьковский губернатор Светличная, регулярно возглавляющая различные губернаторские рейтинги, или кто-либо из ее коллег. Но, несмотря на все рассказы об успехах децентрализации, роль и место глав областных администраций таковы, что самостоятельное политическое плаванье для них равносильно самострелу. Поэтому з этого сегмента политического класса никто никуда не идет.

***

Впрочем, и без вышеперечисленных никуда не идущих количество кандидатов в президенты приближается к трем десяткам. Текущая кампания обещает быть самой массовой в истории страны.

Дмитрий Михайлов