Вторые туры. Что это было
Вторые туры выборов мэров в украинских городах завершились в воскресенье. Но, как говорится, осадок остался. Что это было, и нужно ли было оно вообще? Чтобы ответить на эти вопросы имеет смысл углубиться в некоторые подробности.
Из 35 городов, в которых на момент начала выборов было зарегистрировано более 90 тысяч избирателей, 29 выясняли, кто же станет мэром, во втором туре. В Харькове, Одессе, Тернополе, Славянске и Лисичанске вопрос удалось решить за один тур. Показательно, что ни в одном из этих городов победа не досталась представителю партии власти. В Мариуполе выборы были сорваны и перенесены на конец ноября. Но и там второй тур понадобится вряд ли.
В остальных городах партия Порошенко могла похвастаться наибольшим количеством своих кандидатов среди соревнующихся – 13 человек. Столько же прорвалось во второй тур самовыдвиженцев. Справедливости ради стоит отметить, что многих формально незаангажированных кандидатов связывали с политическими партиями. Прежде всего, с БПП и Оппоблоком. Это признавали и сами партии, особенно когда настало время хвастаться количеством победителей. Но поскольку при этом они не спешили зачислять в ряды своих ставленников проигравших, мы останемся формалистами и будем считать всех самовыдвиженцев самовыдвиженцами, как и написано у них в документах, поданных в избирком.
Второе место по количеству кандидатов поделили Оппозиционный блок и УКРОП, имевшие во втором туре по пять таковых в различных городах. Самопомощь и Батькивщина – по 4, Свобода – 3. Остальные кандидаты представляли менее раскрученные и влиятельные партии. Иногда совсем локальные, созданные под конкретные местные выборы или даже под конкретного кандидата в мэры. Стоит отметить, что Оппоблок и Свобода уже имели в своих рядах представителей, победивших на мэрских выборах в крупных городах в первом туре. Оппоблок в Славянске и Лисичанске, а Свобода в Тернополе.
Ну а двухтуровая система наибольший электоральный урожай принесла партии президента, в которой из тринадцати кандидатов победу отпраздновали восемь. Не намного хуже выступили самовыдвиженцы, их прошло семеро. А вот на третьем месте в «общекомандном зачете» и на первом по эффективности несколько неожиданно оказалась Самопомощь. Партия львовского мэра провела троих своих кандидатов из четырех. С четвертым вопрос в Кривом Роге тоже окончательно не решен – слишком мал отрыв, чтобы близкая к Игорю Коломойскому партия, да еще и на территории не чужой ему области проглотила поражение, не закатив истерику на всю страну.
Двух из трех кандидатов провела Свобода, двух из четырех – Батькивщина. Двух из пяти – Оппозиционный блок, занявший в результате предпоследнее место по эффективности среди партий, борющихся во втором туре. И это еще без учета развития ситуации в Кривом Роге, где оппозиционер Юрий Вилкул на данный момент объявлен и считается победителем. Хуже Оппоблока выступил УКРОП, которому из пятерки своих кандидатов, прорвавшихся во второй тур, удалось привести к победе только одного. Ситуация тем обиднее для партии Корбана, что в Луцке, Никополе и даже Днепродзержинске ее выдвиженцы проиграли ставленникам БПП.
На этом, пожалуй, партийный анализ закончим и перейдем к количественному. Из 29 пар кандидатов в семи разрыв по итогам первого тура превышал 20%. Во всех этих случаях, включая криворожский, победу во втором туре одержали лидеры первого тура. Из оставшихся 22 пар лидеры первого тура победили в шестнадцати. Только в шести городах праздновали победу кандидаты, занявшие в первом туре вторые места.
Чтобы разобраться, следовало ли затевать весь этот сыр-бор для такого «торжества справедливости», имеет смысл каждый из этих случаев рассмотреть отдельно. Это Чернигов, Черкассы, Днепропетровск, Ивано-Франковск, Николаев и Белая Церковь.
В Чернигове, который еще не оправился от электорального единоборства Березенко и Корбана, на этот раз столкнулись действующий мэр Соколов от партии «Наш край» и депутат Верховной Рады Атрошенко от БПП. Оба местные, оба не новички в политике, то есть далеко не ангелы. Оба не брезговали подкупом в значительных масштабах, замаскированным под благотворительность, чем даже хвастались в пресс-релизах своих благотворительных фондов. Поле первого тура Соколов лидировал с отрывом в 10%. Но при этом за своего кандидата голосовали приверженцы популярной на Черниговщине партии Ляшко. Так что второй тур зависел от того, кому и чем их удастся больше заинтересовать. Как видим, у Атрошенко получилось лучше.
В Черкассах действующий неоднократно избираемый мэр Одарич, связанный с Михаилом Бродским, подсчитал, что проигрывает лидеру местной ячейки Батькивщины, связанному с Богданом Губским, две тысячи голосов. Но отнесся к этому философски. «Подкуп голосов - это незаконно. Но ... в конце концов, это тоже ВЫБОР избирателя - продать свой голос. Массовый подвоз избирателей - но это формально не является нарушением и насильно никого в автобус не загоняли. Поэтому считаю, что каждый голос был подан избирателем лично и сознательно. О чем судиться?» - написал он в своем фейсбуке и признал поражение.
В Ивано-Франковске миллионер от БПП Насалик, которому в свое время доводилось выигрывать мэрские выборы (правда, не в Ивано-Франковске, а в родном Калуше) с результатом в 92%, после первого тура опережал «свободовца» Марцинкива всего на четыре с небольшим процента. При этом Свобода опередила всех на выборах в городской совет, а третье место занял представитель не менее радикального УКРОПа. Так что перетекание электората было несколько прогнозируемо.
В Николаеве действующий мэр во второй тур даже не попал, уступив кандидату Оппоблока Дятлову и представителю Самопомощи Сенкевичу. При этом Дятлов, опережавший Сенкевича в первом туре на 15%, во втором туре уступил ему 11, признал поражение и поздравил победителя, не дожидаясь официальных итогов, да еще и отметил демократичность выборов и отсутствие явных нарушений. Все это происходило на фоне подозрительно высокой явки, превысившей в городе даже показатели первого тура.
В Белой Церкви кандидат-самовыдвиженец Ефименко, проработавший четыре года в правительстве Азарова, тоже подозрительно быстро признал победу своего конкурента из Самопомощи Дикого и принес ему свои поздравления. Самопомощь к тому времени успела завоевать большинство в городском совете. К тому же Дикий с полным основанием мог рассчитывать на поддержку электората Батькивщины и еще ряда партий, прошедших в горсовет.
О Днепропетровске настолько сжато рассказать вряд ли получится. Остается лишь отметить, что происходившее там имеет весьма условное отношение к выборам. И если в дальнейшем такое планируется везде, не проще ли отменить не только вторые туры, но и сам избирательный процесс как таковой.
Что же до вторых туров, результат показывает, что не стоило и огород городить. Панацеей от подкупа они не стали. В подавляющем большинстве случаев победу одержали фавориты. А там, где этого не случилось, никто не мешал кандидатам быть немного более ответственно и трезво оценивать свои шансы. Тогда бы близкие политические силы легко добились того же результата и за один тур, поддержав общего кандидата.
И в заключение несколько слов о гендерной проблематике. Из 29 городов, в которых проводился второй тур, женщины смогли пробиться в него всего в двух. Обе представляли партию Юлии Тимошенко и обе проиграли. Вот и все цифры.