Все, с чем борьба невозможна

3189

В Украине в очередной раз заговорили о необходимости легализации сферы интимных услуг, именуемой в простонародье проституцией. 

На этот раз неоригинальность проявил первый заместитель главы Нацполиции Вадим Троян в развернутом интервью изданию «Сегодня», правда, на совершенно иную тему («Расследовать преступления в Украине будут детективы» - странно, если бы этим занимались пожилые дамы и экстравагантные бельгийцы, хотя некоторые знатоки жанра утверждают, что и такое бывает). Но очевидно, вопрос отмены законодательных ограничений деятельности жриц любви сегодня настолько животрепещущ, что всплыл совершенно в непрофильном выступлении.  «Вообще же проституцию у нас, считаю, надо легализовать, ибо сама борьба с ней невозможна, это признали во многих странах», — заявил зампред главы Нацполиции.

Для справки. Деятельность по оказанию интимных услуг на платной основе ограничивается статьей 181-1 Кодекса об административных правонарушениях и частью первой статьи 303 Уголовного кодекса. Первая встреча полицейского и проститутки в формальной обстановке должна закончиться для последней штрафом от 85 до 170 гривен. Повторное рандеву повышает штрафные санкции до 136-255 гривен. Если в ходе процессуальных действий будет установлено, что гражданка (или гражданин) занимается интимным промыслом на систематической основе на нее (него) обрушивается вся строгость закона в виде штрафа от 850 до 8500 гривен или общественных работ до 120 часов.

Занимательным, конечно же, является не само предложение второго полицейского страны. За последние два года по теме не высказался разве что ленивый. Пару раз руку «за» подняли даже специалисты в сфере правоохранительных услуг. В сентябре прошлого года с похожим заявлением выступил глава (ныне бывший) Киевской полиции Терещук. Примерно в ту же пору близкий по духу министру внутренних дел нардеп Геращенко предложил спорный вопрос вынести на референдум (наверняка, подобный референдум был бы использован враждебной пропагандой в неблаговидных целях, но в целом процедура всенародного обсуждения и голосования была бы крайне любопытной для многочисленных представителей экспертного сообщества). Предложения о легализации проституции, звучащие именно со стороны правоохранителей, с одной стороны, акт жертвенный, поскольку уменьшение количества ограничительных статей резко сузит их сферу влияния на общественные процессы, а для кого-то (кто кое-где у нас порой) и кормовую базу, с другой, содержит рациональное зерно: в условиях резкого роста количества тяжких преступлений гоняться за мелкими (с точки зрения закона) правонарушителями – занятие, отбирающее массу времени и сил.

Реформа движется – преступность подрастает

Гораздо больший интерес вызывает фрагмент «ибо сама борьба с ней невозможна, это признали во многих странах», являющийся отображением принципиально новой правоохранительной философии. Если присмотреться пристальнее к нормативной базе, то можно выявить массу явлений, борьба с которыми невозможна, начиная с легких наркотиков и игорного бизнеса («это признали во многих странах») и заканчивая табакокурением в неустановленных местах. В одном КУоАП зафиксировано очень много явлений, борьба с которыми при определенном взгляде на предмет может быть отнесена к разряду невозможных.

С мелкими кражами чужого имущества, в то время когда под таковыми подразумеваются неправомерное завладение ценностным массивом, стоимость которого не превышает 0,2 необлагаемых налогом минимумов (статья 51 КУоАП), бороться невозможно. Или, во всяком случае, бесполезно. В ту же область невозможности следует отправить и все мероприятия, которые при унылом совке определялись как различные стадии хулиганства. В эпоху постмодернизма бороться с ними практически невозможно, поскольку нельзя же к каждому полицейскому приставить эксперта по субкультурам для четкой и однозначной оценки тех или иных действий. Например, вряд ли каждый правоохранитель способен однозначно ответить на вопрос, к какой разновидности деяний следует отнести помещение граждан в мусорные баки: к хулиганству, гражданской акции, перфомансу или обряду одного из религиозных культов. А без четкого понимания, с чем борешься… Ну, в общем, область невозможностей расширяется.

Десятки лет человечество борется за соблюдение правил дорожного движения практически без всяких шансов. Следовательно, данная разновидность борьбы тоже вполне претендует на звание невозможной, тем более что если не во многих, то, во всяком случае, в некоторых странах это признали. Главная особенность правил дорожного движения в Индии – отсутствие каких-либо правил. А это как ни крути, а 17% населения человечества, которые даже и не пытаются бороться с тем, с чем борьба невозможна.

Но как говаривали средневековые французы, вернемся к нашим баранам. Законодательная легализация ранее подпольного явления не приведет к изменению ситуации без его легализации в общественном сознании. Несмотря на гармонизацию местного уголовного права с европейским, далеко не все представители альтернативных сексуальных ориентаций стремятся афишировать свою принадлежность к сообществу не таких как все. Отнюдь не во всех заводских или сельскохозяйственных коллективах представители ЛГБТ-сообщества могут чувствовать себя в состоянии максимального психологического комфорта. И все потому, что в общественном сознании вопрос легализации явления пребывает в состоянии невесомости. Аналогичная история может произойти и с легализацией проституции. Социологи пока не спешат дать ответ на вопрос, сколько участников данного рынка услуг готовы открыто указывать в качестве места работы ООО «Бордель № 5», а в графе «должность» - «специалист по оказанию интимных услуг». Ломанутся ли все подобные специалисты платить налоги в центральный и местные бюджеты или предпочтут по старинке отдавать часть заработков менеджерам по организации трудового процесса (в простонародье, сутенерам) – тоже тема для широких дискуссий.

Как ночных бабочек раскрутить на бабочки

На шкале допустимости идей, предложенной американским политическим комментатором Джошуа Тревиньо, тема легализации проституции в Украине давно миновала пункты «немыслимое» и «радикальное», но пока так и не перешагнула отметку «приемлемое». Учитывая инертность и настороженное отношение к новациям значительной части населения, достижение стадий «разумное», «стандартное» и «действующая норма» потребует столь колоссальных усилий от законодателей, представителей исполнительной власти, пропагандистов и агитаторов, что будь они направлены, к примеру, на развитие образования, фундаментальной и прикладной науки, IT-бизнеса и каких-нибудь, уже набивших оскомину нанотехнологий, страна резко вырвалась бы на верхние строчки очень и очень многих мировых рейтингов. Ну, просто потому, что научно-технический прогресс – это тоже явление, с которым борьба невозможна, и что самое любопытное, это таки признали во многих странах.

Андрей Кравченко