Возвращение блудного Добкина, или Самолеты задом не летают
Вовремя уйти – это большое искусство. Из спорта, театра, балета… В том числе и из политики. Попытки бывшего мэра Харькова Михаила Добкина вновь побороться за главный пост в городе можно привести в качестве наиболее наглядной иллюстрации данного тезиса.
Несмотря на все старания так называемой демократической общественности маргинализировать харьковского экс-мэра, на фоне политиков новой формации Добкин выглядит одним из наиболее сдержанных, вменяемых и адекватных персонажей. Однако попытки догнать ушедший поезд у сторонних наблюдателей вызывают скорее недоумение, нежели восхищение желанием бороться до конца.
Пик популярности Добкина в Харькове и отчасти в Харьковской области приходятся на уже далекий 2006-й, когда он достаточно уверенно победил на мэрских выборах казавшегося фаворитом Шумилкина (причем, победа была добыта в тандеме с нынешним мэром Геннадием Кернесом).
Еще один всплеск электоральных симпатий был пережит в 2014-м, когда Михаил Добкин оказался единственным политиком в Украине, сумевшим в одном из округов опередить однотурового Петра Порошенко.
Последовавшая шестилетка была периодом вялотекущего народного депутатства от переживавшего медленный, но верный распад «Оппозиционного блока». Добкин даже не стал баллотироваться в 2019-м по мажоритарке, то ли не желая искушать политическую судьбу перед угрозой автоматически проиграть некоему «новому лицу», то ли неграмотно расценив перспективы преодоления 5-процентного барьера осколком «Оппозиционного блока».
Попытки привести известные примеры политических возвращений имеют право на существование – 100 дней Наполеона, второе премьерство Черчилля, если хотите, избрание Шеварднадзе президентом Грузии. Но для успешного возвращения необходимо обладать наполеоновской или черчиллевской политической магией или же, чтобы социально-политический кризис достиг такого уровня глубины, чтобы понадобилось извлекать кого-то из прошлого.
При всем уважении к прошлой популярности Добкина сегодня с трудом представляется, чтобы он набрал количество голосов, позволяющее ему не просто засветиться на политической акции в соответствии с олимпийским принципом, а реально претендовать на победу.
В комментарии одному из всеукраинских электронных изданий Михаил Добкин позиционировал себя в качестве замены Геннадия Кернеса, пережившего, скажем так, период некоторого ухудшения состояния здоровья.
Далее цитата:
"Я посвятил Харькову большую часть своей жизни. И хочу, чтобы Гена (Геннадий Кенес – ред.) вернулся и дальше руководил городом. Я решил прервать свой поход на Киев исключительно ради, не дай Бог, случая ухудшения состояния мэра, чтобы предвосхитить катастрофу и чтобы Харьков не достался в руки тому, кто давно хочет его разорвать на части".
Со стороны ситуация выглядит, как сюжет для современной версии киножурнала «Ералаш»: социально ответственный молодой человек тащит бабушку через дорогу, хотя бабушка ожидала лимузин с персональным шофером. Непрошенные услуги в народе называют медвежьими.
Наверняка у действующего мэра на любые случаи предусмотрен вариант «Б», в котором присутствие именно Михаила Добкина вряд ли предусмотрено. Очевидно, что, несмотря на некогда тесное (по некоторым оценкам плодотворное) сотрудничество данных управленцев, их творческие пути разошлись навсегда. Сольная карьера Геннадия Кернеса сложилась более удачно.
"Тех, кто ждет мою битву с Геннадием Кернесом, останутся разочарованы, - утверждает Михаил Добкин. - Всем хайпистам желаю купить леденец "Петушок" и сосать его до победного конца. Как только Кернес вернется в рабочее кресло, я снимусь с выборов".
Если следовать именно этой логике, то вряд ли стоило регистрироваться вообще (хотя это персональное дело каждого). Еще до окончания регистрации было заявлено, что состояние здоровья Кернеса улучшается, а его гипотетический отказ от участия в выборах его сторонниками публично не обсуждался.
Один из бывших харьковских журналистов Леонид Швец прокомментировал ситуацию репликой: «Кернес вернется и оценит поступок Добкина, решившего занять его место». Действительно регистрация Добкина внешне имеет признаками мелкого троллинга. Но ранее максимально активно бросавшийся в любые, даже искусственные дискуссии Кернес в последние годы практически не поддается на попытки втянуть его в политические пикировки. Даже если некоторые журналисты проявят максимальную настойчивость, они, скорее всего, добьются от действующего мэра нечто вроде «Михаил Добкин занимает в региональной политике то место, которое он занимает». И вряд ли более.