Валидатор судьбы. Харьковские хроники

2530

В далеком 1993 году режиссер Джоэл Шумахер снял фильм с Майклом Дугласом в главной роли "С меня хватит". Герой картины испытывает давление на психику со всех сторон: жена его бросила, с работы уволили, кроме всего прочего он еще застрял в пробке. Бросив машину посреди дороги, он оправляется в магазин разменять доллар на мелочь, чтобы позвонить по автомату. Но хозяин магазина дает ему от ворот поворот, после чего у героя срывает крышу, и он устраивает общегородской погром с мордобоями и порчей коммунального имущества. А теперь, внимание, вопрос: "А если бы на пути героя оказался неработающий валидатор?.."

Это, в некотором роде, шутка. Но даже в самой печальной шутке есть некоторая толика связи с объективной реальностью.

С 1 декабря городские власти предприняли попытку ввести на транспорте единый электронный билет, в простонародье – е-тикет, что изначально представлялось как дело архиважное и архинужное. С 1 января в систему е-тикета планировали подключить метрополитен. Такова присказка.

В первый же день некими персонами были выведены из строя 30-40 автоматов по продаже электронных карточек, что стало одной из топовых новостей в региональных масс-медиа. По одной из наиболее распространенных версий, подогреваемых представителями мэрии, к порче спецтехники причастны лица, которые таким образом пытаются воспротивиться введению прозрачной системы оплаты.

Рабочие валидаторы установлены лишь на нескольких троллейбусных маршрутах. В метрополитене е-тикет так и не пошел ни с 1 января, ни с 1 февраля, и когда техническое ноу-хау станет нормой жизни городские власти сообщить пока не в состоянии. В связи с этим в голове даже у неподготовленного, но крайне разочарованного пассажира возникает целый ряд вопросов.

Вопрос первый

В 2017-м году кто-то еще верит в теорию заговора? Если таковые и есть, то это явно не жители Харькова – интеллектуальной столицы если не мира, то страны, как минимум. Объяснения от вице-мэра Терехова "те, кому не выгодно было, чтобы мы перешли на единый проездной электронный билет, а это же открытые расчеты, это доходная часть, в том числе и городского бюджета, начали ломать эти автоматы" выглядят не то чтобы не убедительно, а неубедительно от слова вообще. На что также указывает фраза от того же исполнителя: "Мы примерно понимаем, и полиция понимает, кто это делает". Есть жизненные ситуации, в которых понятие "примерно" выглядит несколько инородным. Нельзя привлечь к суду примерно Сидорова, установив, что он нарушил примерно статью 1001 и приговорить его к штрафу примерно на 500 грн.

С таким же успехом наиболее старательные критики горвласти могли бы предположить, что автоматы были неисправны изначально, а выделенные на их приобретение средства ушли не по назначению. Во всяком случае, данная трактовка событий, несмотря на всю фантастичность, также неплохо вписывается в конспирологическую теорию.

Вопрос второй

Нельзя ли было расположить автоматы в более безопасных местах: на станциях метрополитена, коммунальных учреждениях, помещениях вузов и так далее?

Вопрос третий

Насколько порча 10-15% автоматов способна была затормозить весь процесс?

Вопрос четвертый

Зачем вводить новые карточки, если на руках у сотен тысяч горожан есть уже каточки метрополитена? Действительно ли технологии 21-го века не позволяют использовать в качестве е-тикета именно их?

И наконец, вопрос пятый

В начале 21-го века внедрение технологии, которая по своему уровню не особо далеко ушла от черно-белой игрушки с волком, который ловит яйца, в самом деле представляет такие колоссальные трудности? И где? В городе, в котором ежегодно устанавливается самая большая в стране елка напротив самой большой в стране палатки, а по праздникам на главном госучреждении вывешивается внушительных размеров флаг.

В общем, ничего более масштабного по данному поводу из классики кроме повести Михаила Жванецкого "Консерватория" на ум не приходит. Для тех, кто пропустил эту вещь в разделе "внеклассное чтение", напомним, что все жизненные пути, начинавшиеся в консерватории, приводили героев в кабинку для подсудимых, что натолкнуло автора на риторический вопрос: "может с консерваторией что-то не так?"

Хотя… Как показывает практика (она же критерий истины), замена в консерватории пианистов на гитаристов приводит к еще менее высоким показателям управленческой эффективности. Так что, как говаривали авторы рекламных слоганов в лихие 90-е, при всем богатстве выбора другой альтернативы нет: надо покупать электронные карточки, несмотря ни на что, и прикладывать к валидаторам до тех пор, пока сами не заработают, ибо научно-технический прогресс остановить нельзя.

Екатерина Павловская