Украинский выбор: ленты или зеленка

3125

Под аккомпанемент официальных заявлений о невиданном доселе народном сплочении вокруг важных целей червь гражданского противостояния медленно, но верно делает свою работу, что наглядно продемонстрировали майские праздники, прошедшие в атмосфере акцентированных упреков, намеков и подозрений.

Города и веси устроили настоящее соревнование - чья потасовка 9 мая будет круче, иначе шансов втолпиться в новостные ленты не было ни малейших. Хотя особой оригинальностью мотивов выделиться так никому и не удалось.

Для начала – небольшая экскурсия по галерее событий.

Новость из Первой столицы «В Харькове на Мемориале Славы подрались из-за георгиевских ленточек». Лица, которых ведущие последних новостей, как правило, называют проукраинскими активистами, подрались с горожанами, которые пришли возлагать цветы к мемориалу.

Сообщение из столицы официальной: «В Киеве 9 мая не обошлось без потасовок. Стычка произошла на акции «Бессмертный полк» и возле монумента Вечной славы из-за георгиевской ленточки». 

В Черкассах на Соборной площади возникла драка из-за красного флага, принесенного ветеранами.

В Славянске во время шествия, посвященного Дню Победы, облили зеленкой нардепа Наталью Королевскую и ветерана войны - 91-летнюю Любовь Печко. (Не исключено, что ветеран стала всего лишь жертвой обстоятельств, но у составителей новостных заголовков появился определенный простор для применения творческих способностей.) Когда аналогичной жидкостью в Москве облили писательницу Улицкую, широко известный даже за пределами узких кругов комментатор политических событий Виктор Шендерович назвал участников хулиганской выходки фашистами, а ряд представителей российского руководства – пособниками фашистов. Конечно же, личное мнение Шендеровича – это не более чем личное мнение Шендеровича, но его реплика дает достаточно полное представление о том, каких оценок «зеленочные акции» могут удостоиться в среде либерально настроенной интеллигенции. Так что есть определенный повод задуматься о замене зеленки на, предположим, кефир.

В Николаеве – далее еще одна цитата из «фронтовых» сводок - «движение колонны перегородили неизвестные, которые назвались представителями общественных объединений; их возмутил тот факт, что в колонне несли Знамя Победы». (Очевидно, имелось в виду не само Знамя Победы, а его копия. Но сути произошедшего это не меняет.) Как сообщила местная полиция с присущим данному ведомству особым «милицейским юмором», «между конфликтующими сторонами возникла словесная перепалка, в ходе которой один из участников шествия получил телесные повреждения». (То, что называется, «ранить словом».)

Широта географии и приблизительная общность тематики противостояния если и не исключает из перечня причин конфликтов фактор случайности, то сводит его практически к нулю. А попытки объяснить произошедшее фразой «оно само» стоят где-то в одном ряду с формулировками «масло подорожало» и «чашка разбилась». (Вроде бы очевидно, что масло не может встать с полки, пойти в отдел ценообразования, внести изменения в документацию и прикрепить к себе новый ценник. Это может сделать собственник торгового заведения. А значит, оно ну никак не само.)

Министр внутренних дел Аваков от развернутых коментов в уютном ФБ воздержался, но сориентировался мгновенно, списав череду происшествий на проявления чудачества в процессе обретения героической сущности: «У одних чудаков в руках георгиевские ленты, у других зеленка. И одни, и другие корчат из себя героев». 

Кое-какие возможности наведения резкости при взгляде на спорные ситуации у подопечных министра все же были. По данным департамента коммуникаций МВД, 9 мая правопорядок должны были обеспечивать 25 тысяч полицейских. Говорить о том, что полиция не справилась или проявила повышенной уровень лояльности можно, если не учитывать события во Львове, где спецназ без маркировки быстро, жестко, а главное демонстративно избил группу лиц, пытавшихся повредить памятник поэту и публицисту Степану Тудору. И если у кого-то возникнет вопрос, почему в разных городах получились столь разные результаты, то предположительно есть два варианта ответа: «Так получилось» или «Ставились различные задачи».

Замечено, что новости о столкновениях носителей различных, точнее, даже разнонаправленных ценностных установок нередко приходятся очень кстати, оттеняя целый ряд вопросов, по которым представителям действующей власти не хотелось бы давать развернутых объяснений. Рассказы о различных видах террористических угроз, поджидавших рядового обывателя в День солидарности трудящихся всех стран, очень удачно подвинули тему повышения цены на газ с того же 1 мая и, очевидно, по просьбам тех же трудящихся.

Борьба с ленточками и знаменами выкинула на обочину информационных магистралей, например, и такой факт: материальная помощь ветеранам Украины была в десятки раз ниже, чем в иных странах бывшего Союза. В Азербайджане эквивалент составил 660 долларов, в Казахстане - 450, в Таджикистане – 250, в Украине – 16.

И поводов для населения занять досуг чем-то действительно увлекательным и интригующим, нежели повседневная рутина – счета, зарплаты, цены в магазинах – за последние пару лет становится все больше. Маки или ленточки, 8 или 9 мая, 23 февраля или 14 октября, 25 декабря или 7 января, Дед Мороз или Святой Николай? Это же все крайне интересно. Можно с ходу набросать еще несколько перспективных тем: латиница или кириллица, в линейку или в клеточку, елки или палки, шило или мыло…

Если бы у мистера Твистера на одном из его многочисленных заводов взбунтовался трудовой коллектив с требованиями повышения зарплаты и улучшения условий труда, то мистеру Твистеру, если бы он не желал делать ни первого, ни второго, необходимо было поступить следующим образом: нанять двух профессионалов, один из которых рассказывал бы работникам, что символом их движения должна стать отвертка, а другой – что гаечный ключ. Звучит цинично, но что поделать, жизнь вообще жестокая штука. А для тех, кто перепоручает формировать актуальную для себя повестку дня третьим лицам - особенно.

Понятное дело, что манипуляции на уровне идеологических, религиозных, национальных различий и разнообразия атрибутики придуманы не вчера, и в факт их беззастенчивого применения к широким кругам общественности эти самые широкие круги макались лицом неоднократно. История сложных взаимоотношений между остроконечниками и тупоконечниками была изложена Джонатаном Свифтом в ставших классикой политической сатиры «Путешествиях Гулливера» еще в начале 18-го века. Но, как показывает практика межгрупповых отношений, позабавив многих, она мало кого чему-то научила.

И если кто-то полагает, что политические хороводы вокруг 9 мая закончились на стадии «потолкались, разошлись», то отнюдь. Политконсультанты уже запустили информационную волну с предложениями: отменить празднования в качестве государственных праздников 1 и 9 мая, ввести в законодательство административную ответственность за публичную демонстрацию «георгиевской ленточки» (нардеп Геращенко уже отрапортовал о завершении работ по подготовке соответствующего законопректа), запретить проведение на территории Украины мероприятий в рамках акции «Бессмертный полк» и – вишенка на торте - установить более жесткое регулирование деятельности медиа в освещении событий Второй мировой войны.

Так что, как говорится, до новых антиклассовых сражений.

Андрей Кравченко