Убийца – не садовник. Загадки дела Ноздровской

3187

Вместо эпиграфа.

- Запутанная история.

- Как это верно, Ватсон.

(к/ф "Собака Баскервилей", 1981 год)

То ни полушки, да вдруг алтын. Одно из самых резонансных преступлений последних лет на грани раскрытия. Полицейские отрапортовали о задержании подозреваемого в убийстве Ноздровской. Советники министра внутренних дел вновь вернулись в эфиры телеканалов, хотя и не прибавили ровным счетом ничего к официальной версии, гласящей о том, что проделана большая работа, которая дает основания подозревать…

Напомним, что юрист Ирина Ноздровская, ранее практически не присутствовавшая в медийном пространстве, пропала 29 декабря. В первый день нового года ее труп выловили из реки Кизка возле села Демидов Вышгородского района Киевской области. Из одежды на теле женщины был только бюстгальтер, на шее - колото-резанные раны.

Определение подозреваемого в деле, которое за считанные дни приобрело едва ли не мировую известность (по данным СМИ, даже в посольстве США заинтересовались данной историей), имело колоссальное значение для всего правоохранительного комплекса. За последние несколько лет было накоплено огромное количество громких "висяков". В комментариях по поводу расследования некоторых нередко звучало словосочетание "дело чести", что практически ни на йоту не приблизило установление истины.

Только в 2017-м таких историй накопилось не менее десятка.

В марте 2017-го на улице в столице среди бела дня расстрелян бывший депутат российской Государственной думы Денис Вороненков.

В июне в Киеве взорвался "Мерседес", за рулем которого находился сотрудник Главного разведывательного управления полковник Максим Шаповал.

В сентябре – еще один взрыв автомобиля. Убит гражданин Грузии Тимур Махаури.

В октябре – жертвой покушения стал нардеп Игорь Мосийчук, отделавшийся ранениями. Но два человека погибли – охранник Мосийчука и случайный прохожий.

В июне состоялось неудачное покушение на Адама Осмаева и Амину Окуеву. В октябре состоялось еще одно покушение. Окуева была убита, Осмаев – ранен.

Во всех делах комментаторы как из правоохранительной системы, так и экспертного сообщества усмотрели российский след, что, собственно, не привело к раскрытию преступлений.

К этому списку следовало бы добавить еще убийство Павла Шеремета в июле 2016-го, а также расстрел шестерых правоохранителей в Княжичах под Киевом в декабре 2016-го и убийство Анастасии Горбачевой с позывным "Лиса" в августе 2015-го, о котором вообще мало распространялись СМИ, несмотря на то, что женщина регулярно участвовала в различных телепередачах в качестве привлеченного комментатора. Плюс преступления, которые, скорее всего, не будут раскрыты в силу разных причин – покушение на харьковского мэра Кернеса в апреле 2014-го или массовые убийства во время протестных акций в феврале 2014-го.

Для обозначения хотя бы намеков на позитивную динамику просто необходим был успех в каком-нибудь громком деле. Ведь если судить о криминогенной обстановке по судебным приговорам, кроме бытовой поножовщины, хранения наркотических веществ и краж в супермаркетах, в стране иных преступлений практически нет. Что было бы, в принципе, не так уж и отвратительно, если бы соответствовало действительности хотя бы процентов на 50.

Раскрытие резонансного преступления за неделю могло бы стать очень серьезным репутационным приобретением для полиции. Если бы не ложка неоднозначности в бочке практически неопровержимых доказательств.

Несколько изданий распространили рассуждения адвоката семьи Ноздровской о том, что задержанный может оказаться подставным лицом.

В классическом детективе в стиле Агаты Кристи виновным в подобного рода преступлениях, как правило, оказывается персона, на первый взгляд менее всего причастная к происходящему. Откуда и появился тезис – "убийца - садовник" (как вариант, дворецкий).

Разгадка преступления оказалась чрезвычайно простой и полностью совпадала с версией, выдвинутой гражданскими активистами, осаждавшими неделю назад здание Главного управления полиции Киевской области.

А первой высказанной вслух версией была причастность к убийству семьи Россошанских.

Денис Россошанский в 2015 году на "Ланосе" насмерть сбил сестру Ноздровской, за что при участии в процессе самой Ирины Ноздровской получил семилетний срок. 27 декабря апелляционный суд оставил приговор в силе. А отец осужденного якобы заявил в адрес Ноздровской: "Ты еще пожалеешь". Что как бы намекало. Родство семьи подсудимого с бывшим районным судьей расставляло определенные акценты в массовом сознании: правозащитники против мажоров.

Помимо этой, было сформулировано еще несколько вполне жизнеспособных версий. Отставленный жених, заинтересовавший сыщиков в день, когда было найдено тело; натянутые отношения с бывшим супругом погибшей сестры, которого Ноздровская якобы намеревалась лишить родительских прав; коррупционные расследования, которыми якобы занималась потерпевшая; банальное ограбление и, наконец, встреча с маньяком.

Некто из блогеров даже раздобыл видеозапись рассказа родственника Ноздровских, у которого семья погибшего юриста отобрала земельный пай и пенсию (хотя последний – на вид человек давно и прочно опустившийся – меньше всего претендовал на роль подозреваемого).

Клубок проблем, нити которого могли привести к разгадке тайны, оказался настолько увесистым, что у сторонних наблюдателей практически не было сомнений в неспособности представителей существующей правоохранительной  системы его распутать.

Но, как говаривали в свое время сочинители поучительных историй, ларчик просто открывался. В соответствии с упрощенным (а как многие помнят, все гениальное - просто) трактованием знаменитой "Бритвы Оккама", самое простое объяснение, скорее всего, и есть правильное.

СМИ со ссылкой на собственные источники уже сообщили некоторые данные допроса. Якобы задержанный Юрий Рассошанский сообщил, что встретился с потерпевшей на остановке, поссорился, ударил ее ножом в шею, чтобы скрыть следы оттащил тело к реке и бросил в воду. Некоторые шероховатости, конечно же, существуют, например, почему и как тело оказалось раздетым. Но в целом версия – более чем стройная с жестким разъяснением причин противоправного поступка: приведение организма в состояние гнева на почве личной неприязни с последующим чрезмерным выплеском эмоций.

Насколько именно избранная следователями версия соответствует реальному ходу событий, может оказаться уже и не столь важным. На первый план выступает необходимость ее скрепления всеми возможными способами, чтобы она не рассыпалась. В противном случае, органы, прозванные в канцелярско-бюрократической традиции компетентными, вновь рискуют остаться с пустыми руками.

Екатерина Павловская