Тришкин кафтан государственного бюджета

1929

Распределение расходной части государственного бюджета традиционно было одной из наиболее болезненных процедур на высших этажах законодательной и исполнительной власти. Любые варианты размещения бюджетных миллиардов по бюджетным графам порождают большое количество недовольных результатом. В стане удовлетворенных, пожалуй, лишь работники кабмина, которые занимались многотрудной версткой документа, и их радость от окончания работ не перебить никакими возмущениями из рядов разнообразных оппозиций.

Госбюджет на 2020 год не стал исключением. Да и никаких объективных предпосылок к этому не было.

Наиболее высокие возмущенные возгласы (где-то на уровне фальцета) вызывает сумма, которую предстоит передать из рук в руки кредитора на погашение и обслуживание займов - 438 млрд грн. или более 40% бюджета.

Можно с ужасом воскликнуть: "Да это же почти половина!" А можно и невозмутимо констатировать: "Так, почитай вся страна так живет". Получил среднестатистический глава семьи среднюю зарплату – что-то около 9000 после вычетов – те же самые процентов 40 за коммуналку отдай.

Сумма, которую надлежит отдавать кредиторам, скорее наводит обывателя на мысль о тщетности приобретения долговых обязательств. Если выстроить в ряд, к примеру, пару бывших премьер-министров, их соратников из бывшего руководства министерства финансов и задать вопрос "А на что деньги были потрачены?", то существуют крайне высокие риски так и не дождаться внятного ответа. Где скоростные трассы или железные дороги, корабли (не забываем о статусе морской державы), предприятия, электростанции, иные производственные объекты, построенные на кредитные средства? Нет ответа.

Грубо говоря, деньги пошли на затыкание дыр, но безуспешно, так как латание мелких прорех привело к образованию больший – ведь 438 млрд грн. это ни много, ни мало, а 17.8 млрд долларов по современному курсу. Даже если реализовать заветную мечту отечественного люмпен-класса о раскулачивании местных олигархов догола, то не хватит.

Даже некоторые фрагменты, которые по логике вещей, должны служить неким утешением, вызывают мину неудовольствия.

На образование планируется направить 136,4 млрд грн., то есть на 7,7 млрд грн. больше, чем в 2019 году.

На здравоохранение - 108 млрд грн. Это на 9,8 млрд грн. больше, чем в 2019-м.

Но все равно мало. Подобные мизерные прибавки не дадут ровным счетом никакого толчка к развитию, ибо будут съедены инфляционными процессами (не забываем о существовании в системе парадоксов – доллар падает. Но цены-то растут).

Лишь расходы на безопасность следует считать удовлетворительными, так как увеличение на 33,8 млрд грн. (до 245,8 млрд грн.) обламывает все копья экспертам в сфере "зрадо-переможних змагань". Формально растем? Растем. Что еще надо? Тема закрыта.

Культуре, как обычно, перепало по остаточному принципу – 8,6 млрд грн. В Соединенных Штатах на содержание одной библиотеки Конгресса уходит едва ли не в два раза больше. Но, собственно говоря, ничто не мешает гражданам демонстрировать сносный уровень общей культуры и на безоплатной основе. Читайте больше, занимайтесь макраме и графа "культурное развитие", считайте, закрыта.

Из рубрики "Печалька" – некоторое сокращение средств, выделяемых на субсидии потребителям коммунальных услуг с 55 до 47 млрд грн., что можно при желании списать на планы партии и правительства по стремительному повышению уровня зарплат и отказу от практики столь же стремительного повышения тарифов (во что не особо верится, но как говаривали оптимисты образца 2014 года, "дайте им поработать").

Один из бюджетных показателей достаточно убедительно развенчивает один из мифов о "целебной силе" приватизации. В 2020 году от приватизации предполагается получить 5 млрд грн., а это значит, что и подавать оную избирателям в качестве программных установок было совершенно неоправданно (примерно так же, как легализацию игорного бизнеса и продажу земли). Потому что даже древние экономисты еще домарксистской эпохи пришли к пониманию, что заработать можно только на купле-продаже, а на продаже – увы.

И наконец, главный показатель, который объясняет неаховое отношение к бюджету, проявленное который год подряд.

Доходная часть бюджета составит 1,08 триллиона гривен. С одной стороны – это плюс почти 50 млрд грн. по сравнению с прошлым годом. Но есть еще одна точка на хронологической прямой, которая в полной мере претендует на звание отправной – 2013 год (приблизительно как при ранних большевиках, только 100 лет спустя). Тогда объем государственного бюджета составлял более 45 млрд долларов. Нынешний, исходя из прогнозируемого курса 28 грн. за долл. – чуть более 38 млрд долл. Можно сделать скидку на то, что общая площадь контролируемой центральным правительством территории несколько уменьшилась. Но и при этом условии главный бюджетный показатель вряд ли существенно лучше показателя шестилетней давности. Вместо накопления финансового потенциала происходит лишь его перераспределение, в соответствии со старинным и неоднократно проверенным способом – поля отрезали, рукава залатали.

Дмитрий Михайлов