Торжество шило-мыльной теории

3236

В период парламентско-правительственного кризиса среди завсегдатаев политических ток-шоу чрезвычайную популярность приобрело высказывание, приписываемое одному из владельцев одесских публичных домов (очевидно, еще времен Короля Бени Крика): «Если заведение перестает приносить прибыль, надо не кровати двигать, а менять девочек».

 

Опыт полулегендарного предпринимателя приводился в качестве одного из наиболее весомых аргументов в пользу отставки второго правительства Яценюка.

Особенности ассоциативного ряда представителей местного политикума, породившие столь неоднозначные параллели, очевидно, еще дожидаются своего исследователя. Но если обитателей политической среды данные сравнения устраивают, то и у массовой аудитории они могут не вызывать ярко выраженных возражений. Куда более любопытным представляется вопрос, насколько замена личного состава изменила сущность, стиль работы, в конце концов, философию учреждения, которое в определенный момент своего существования начало утрачивать доверие заказчика работ.

Прежде всего, стоит все-таки отметить, что новое правительство более чем на треть оказалось старым: 9 из 23 министров и вице-премьеров достались Владимиру Гройсману в наследство от Арсения Яценюка. Сохранение портфелей за представителями «Народного фронта», уже восседавших в министерских креслах, призвано олицетворять демонстративное непризнание бесперспективности курса, избранного в свое время вторым «правительством камикадзе». Перевод заслужившего широкую медиаизвестность составлением «черных» и «белых» списков Вячеслава Кириленко из кабинета министра культуры в кресло вице-премьера по гуманитарным вопросам дало повод знатокам номенклатурных традиций усмотреть применение распространенного во времена соцреализма принципа: если верный партийным идеалам ответственный работник не справлялся, то его переводят на новое место с повышением. Но вопрос сохранения персонального состава своей квоты, также как и отмены постановления о признании работы предыдущего Кабмина неудовлетворительной, являлся для второго по величине члена правящей коалиции принципиальным.

Представляющие президентскую квоту министры - обороны, иностранных дел и информполитики - несмотря на демарш последнего в декабре 2015-го, тоже вполне вписываются в концепцию «Верной дорогой идете, товарищи!»

Из новичков одной из первых приверженность витающему над коридорами власти реформаторскому духу засвидетельствовала министр образования и науки Лилия Гриневич, сообщившая общественности о планах добиваться увеличения финансирования сферы образования и науки и перевода средних школ на 12-летнее обучение. Поскольку первый пункт программы пока смело можно отнести к области антинаучной фантастики в виду того, что деньги на деревьях не растут, а восстановление реального сектора экономики фигурирует лишь в заметках футурологов, то основной упор, очевидно, будет сделан на очередной переделке внешней атрибутики. Возможность ощутить все прелесть новизны помогает сравнение высказываний на данную тему ныне действующего министра с «папередником».

«Должно быть только двенадцать лет, — заявлял предыдущий министр Сергей Квит. - Такое решение продиктовано, прежде всего, необходимостью гармонизировать отечественную систему образования с мировыми стандартами».

«Украинская средняя школа перейдет на систему двенадцатилетнего обучения европейского образца», - сообщает новый министр Лилия Гриневич, извлекая из памяти людей, еще заканчивавших десятилетку, старинную забаву с двумя картинками и подписью «Найди десять отличий».

Трех китов, на которых строилась политика правительств Яценюка - выполнение требований МВФ, практика «затягивания поясов» и тотальная приватизация госпредприятий, – по версии нового министра финансов Данилюка, еще рано отправлять в музей истории отечественных реформ.

В свое время экс-премьер Яценюк, аргументируя необходимость приватизации, утверждал, что госсектор якобы подвержен высоким коррупционным рискам, фактически расписываясь в беспомощности в проведении более-менее эффективной кадровой политики. Новый министр финансов основополагающие идеи бывшего главы Кабмина воспроизводит близко к тексту: «Также очень важной считаю приватизацию. Это реальный инструмент борьбы с коррупцией, в том числе и с политической».

Безальтернативность сотрудничества нового Кабмина с МВФ действующим главным финансистом страны оформлена в форме вопрос-ответ: «Давайте зададимся вопросом: хоть один из принимавшихся вразрез с требованиями программы МВФ законов способствовал экономическому росту, занятости? Очень в этом сомневаюсь…» Несмотря на то, что примеров, когда выполнение требований фонда, приводило к процветанию, тоже не густо, необходимость использование механизмов, которые президентские райтеры назвали «кредитной кислородной подушкой» сомнению по-прежнему не подвергается.

Некоторые корректировки в курс, намеченный предшественником, собирается внести министр культуры Евгений Нищук, подвергший критике использование черно-белых списков в целях саморекламы: «Должна существовать жесткая защита информационного, медийного, творческого пространства от таких иностранных деятелей. Но это не должно переходить в публичную демонстративность, в составление таких «списков» из десятков разных людей. Это должна быть американская модель, которая четко определяет, кто может, а кто не может пересекать границу страны — и по какой причине. Именно потому, что такие отдельные люди являются персонами нон-грата».

Продолжением развития концепции «Те же зайцы, только в профиль», очевидно, станет работа по внедрению языковых квот, которая также должна проводится «без шуму и пыли», то есть без излишнего информсопровождения.  По версии главы Минкульта, «вопросы языковых квот в эфире надо решать — обязательно: последовательно, эволюционно, без демонстративного шума, а сотрудничеством между собственниками медиа и органами власти».

Но настоящим подарком апологетам шило-мыльной теории стало заявление премьера Гройсмана о повышении цены на газ для населения в рамках социального минимума с 3600 грн. за тысячу кубов до 5500 уже с 1 мая. В старину крепостные в подобных случаях приговаривали: «Вот тебе, бабушка и Юрьев день». Параллельно с этим в новостных лентах усиленно распространяется информация о поступлении в НАБУ и Генпрокуратуру заявления от общественных активистов с предложением определить правомерность повышение тарифов Кабмином Яценюка. И выбор именно тарифной тематики для нанесения репутационных потерь экс-премьеру указывает, что коммунальная сфера еще длительное время будет оставаться зоной повышенных рейтинговых рисков.

В целом же инновационная составляющая в реформаторских устремлениях новой кабминовской команды настолько размыта, а попытки поэксплуатировать наработки «папередников» настолько плохо замаскированы, что у некоторых наиболее скептически настроенных наблюдателей нет-нет, да и закрадывается крамольная мысль: может, следовало сначала кровати подвигать? Не исключено, рано или поздно они таки расположились бы по фэншую.

Дмитрий Михайлов