Теория и практика политического зашквара

1950

Вместо эпиграфа

Поезжайте в Киев и спросите там, что делал Паниковский до революции.

(Илья Ильф и Евгений Петров, “Золотой теленок”)

 

До президентских выборов остается год, однако контуры политических приемов, которые заготавливают к решающей схватке оппоненты, вырисовываются уже сегодня. Грядущие баталии кандидатов обещают превратиться в карнавал скелетов, извлеченных из всех шкафов, и фестиваль политического зашквара.

Данные технологии просто великолепно зарекомендовали себя в эпоху раннего соцреализма, правда, за рамками избирательного процесса. С некоторыми гражданами, имеющими чрезвычайно богатый бэкграунд, могли происходить довольно странные истории. Человек жил, ходил на службу в какую-нибудь контору по заготовке рогов и копыт, ездил в общественном транспорте и пользовался талонами на питание в столовой «Дорпрофсожа». Но однажды, ближе к ночи, раздавался дверной звонок. Люди в синих галифе и зеленых гимнастерках объясняли гражданину, что жизнь его не настолько безупречна, как написано в автобиографии. Оказывается, его троюродная тетка была замужем за жандармским офицером, а самого его угораздило в 1911 году ехать в одном железнодорожном вагоне с бароном Врангелем. Да-да, не удивляйтесь, с тем самым. Гнилые отмазки в стиле «я не знал» не принимаются, ибо где же было ваше классовое чутье.

Люди в «синих галифе» по квартирам пока еще не ходят, но говорящие головы из глубоко аналитических телепередач могут поинтересоваться недалеким прошлым.

Ведущий программы на канале «Прямой» и по совместительству народный депутат – теперь такое совмещение является модным – Владимир Арьев вывел на чистую воду не кого-нибудь, а дважды главу СБУ Валентина Наливайченко. Ему удалось установить, что с 1991-го до 1994 года Наливайченко проходил обучение в Институте разведки имени Андропова КГБ СССР в Москве. Данная информация не первый год висит в Википедии, но для того, чтобы ее рассмотреть, не попадались очки подходящего калибра.

В общем, скелет вывалился из шкафа с феноменальным грохотом, так как КГБ, по версии Арьева, это такая структура, в которой бывшими не бывают. Так что, по всем признакам, мужчина – шпион иностранной разведки.

Здесь впору задать один из извечных вопросов, сформулированный Михаилом Булгаковым: «Но простите! Как же он у вас работал в очистке?» Ответ, мгновенно подобранный профессором Преображенским «Я его туда не назначал» выглядит достаточно слабо, так как именно политики, пребывающие ныне на вершине власти, туда его и назначали.

Но, очевидно, ценным является не само разоблачение Наливайченко, а его некая астрально-политическая связь с Юлией Тимошенко, фигурирующей в ряде соцопросов в качестве претендента номер один на второй тур. В феврале 2016-го в новостных лентах промелькнули сообщения о якобы желании Тимошенко и Наливайченко слиться в политическом единодушии. Гуру пропаганды и агитации в таких случаях поговаривают: «Совпадение? Не думаю…»

Нити разоблачений можно протянуть и дальше, вспомнив иных «птенцов гнезда антипетрова» - былых соратников Юлии Владимировны – глав СНБО, МВД или самого Арьева, избравшегося в 2012 году в парламент от «Батькивщины». Но, очевидно, для всей правды время еще не пришло. Поверьте, такое бывает.

Сама Юлия Владимировна тонко чувствует, что такое зашквар, хотя и не всегда достаточно четко контролирует собственные телодвижения. Пока главнокомандующий гласом вопиющего в пустыне взывал к пустым креслам в зале 54-й Мюнхенкской конференции, Юлия Тимошенко попала в кадр с послом Росфеда в ФРГ. А это, по нынешним временам, – серьезное политическое преступление. Это примерно то же самое, что в 30-х, показывая друзьям фоточки в альбоме, торжественно воскликнуть: «А вот это я с Львом Давыдовичем играем в шахматишки!»

И напрасно Юлия Владимировна пыталась представить дело так, будто стала жертвой политической провокации. Ей ровным счетом никто не поверил. И остается лишь наблюдать, насколько креативно ее политические соперники смогут использовать данный «убойный компромат».

Одним из немногих субъектов политического процесса, к которому ничто не пристает, остается действующий главнокомандующий. На все вызовы современности ему самостоятельно или через фоловеров удается формулировать ответы 80-го уровня аргументированности. Офшоры? Слепой траст. Мальдивы? Много трудился, устал. Липецкая фабрика? Вообще, не мое…

Но как говорил Крот из чехословацкого мультфильма времен президентской юности, нет таких глыб, под которые нельзя было бы сделать подкоп.

В последние дни в новостных лентах начали проклевываться слухи о тайных переговорах между Порошенко и Тимошенко на тему «президентство в обмен на премьерство». Скорее всего, такие переговоры – фикция, так как претендент на премьерство не получает иных гарантий кроме честного благородного слова – то есть вообще никаких гарантий не получает. Но скомпрометировать подобные истории могут сразу обоих. А как утверждают стеклодувы и морализаторы, ничто не трескается так легко и не склеивается так трудно, как стекло и репутация. Если последнее понятие в современных политических условиях еще имеет хождение.

Екатерина Павловская