Технократы или дегенераты

2044

Одной из важных вех текущей недели станет год со дня начала работы действующего Кабинета Министров. С 11 декабря правительство Арсения Яценюка становится доступным для вынесения ему парламентом вотума недоверия.

Собственно, простые украинские граждане уже давно вынесли Кабмину такой вотум по совершено очевидным причинам: наша жизнь стабильно ухудшается, преобразования в стране практически не осуществляются или идут черепашьими темпами и не туда, куда следует. Отсюда нулевой рейтинг Яценюка и его партии «Народный фронт», которая, выиграв прошлогодние парламентские выборы, в этом году не пошла на выборы местные.

В эти дни травить Кабмин и лично Яценюка уже стало чуть ли не хорошим тоном. Особо яркую сольную партию исполнил одесский губернатор Михаил Саакашвили на антикоррупционном форуме, перечислив поименно главных коррупционеров страны из числа окружения Яценюка во главе с самим Арсением Петровичем. Мы будем объективны – в отличие от Саакашвили. Президент Украины вносит ничуть не меньший вклад в деградацию страны, чем премьер-министр, и в его, президента, окружении коррупционеров тоже хватает.

Сразу же после Революции достоинства Украина стремительно начала утрачивать шансы на преобразования и изменения к лучшему – когда ключевые позиции во власти и в правительстве стали распределять по партийным квотам, так, чтобы типа вознаградить всех политиков, активно участвовавших в событиях Майдана. И хотя тогда же громко звучали рассуждения о том, что стране необходимо правительство профессионалов-технократов, людей без политических амбиций, которые должны провести непопулярные реформы и уйти, «правительство камикадзе», на деле все пошло по-другому.

Кабмин и другие органы власти сформировали по партийным квотам. В результате некоторые политики, например свободовцы Олег Махницкий (генпрокурор) и Андрей Мохник (минэкологии), существенно повысили свой жизненный уровень. И это, кстати, аукнулось «Свободе» на парламентских выборах в октябре прошлого года. Но дело не только в банальной коррупции. Политические назначенцы по определению не могут эффективно работать единой командой – они некомпетентны и зависимы от партийных боссов и партийных спонсоров. Кроме того, в совершенно неприличных масштабах продолжает работать институт кумовства и землячества. От того, что в руководящих кабинетах винницкие и черновицкие сменили донецких и луганских, простым украинцам не стало жить лучше. А вот хуже стало, причем ощутимо.

Понятное дело: у нас аннексия Крыма, война, АТО, испорченные отношения с некогда главным экономическим и торговым партнером, мы должны просесть в любом случае. Но почему мы как-то неравномерно и не все проседаем и линяем? Почему, скажем, магазины «Рошен» возникают, как грибы после дождя? Или если в стране слишком много банков, и их необходимо проредить, то почему в ходе этого процесса поднимаются банки, связанные с  президентом страны и главой Нацбанка?

Кроме того, война – прекрасная отмазка для правителей сегодняшней Украины. Как в таких суровых условиях, расходуя большие средства на оборону и терпя различные ограничения, можно повышать качество жизни? И не могите нас критиковать: каждый, кто подвергает нас критике в такой момент, это «зрадник», льющий воду на мельницу Путина. 

Нет, мы, конечно, все понимаем: война, требования кредиторов, необходимость повышать тарифы и т.п. Но очень уж многие вещи не поддаются разумному объяснению. Почему не осуществляются самые необходимые реформы – судебной системы, налоговой политики и государственной службы? Почему не притянуты к ответственности всем известные жулики? Почему повсеместно работают старые коррупционные схемы? Почему на важные посты назначаются люди с сомнительной биографией и несомненными лицами, не вызывающими ни малейшего доверия? Почему, наоборот, люди с авторитетом и репутацией не востребованы, либо отторгаются системой – как, например, бывший глава Нацагентства по вопросам госслужбы Денис Бродский или первый заместитель министра экономики Саша Боровик? Почему главными достижениями правительства считаются полученные за рубежом кредиты – с не совсем понятной дальнейшей судьбой? Почему большинство проблем по войне и не только решают волонтеры? И почему государство этих самых волонтеров щемит? И ряд таких «почему» можно продолжать до бесконечности.

Живущее на другой планете правительство бодро рапортует о своих достижениях: «За период со второго по третий квартал этого года ВВП увеличился на 0,7%, хотя по сравнению с прошлым годом сохраняется семипроцентное падение. Правительство надеется к концу четвертого квартала выйти на нулевой уровень по сравнению с прошлым годом. Начиная с марта, курс гривны стабилизировался на уровне 22-24 гривны за доллар. Золотовалютные резервы выросли с $5 млрд. в марте до $13 млрд. в настоящее время. В апреле инфляция достигла пикового 61% из-за девальвации и повышения энергетических тарифов, но теперь стремительно падает».

Это все прекрасно. Но мы на своем уровне не ощущаем позитивных перемен ни в платежках, ни в ценниках, ни в обменниках, ни в проблемах с работой. И в наших головах постоянно звучит вопрос Михаила Жванецкого, задаваемый голосом Романа Карцева: «А как же мы же? Мы же как же?»

По-прежнему самое страшное в жизни украинского гражданина – это столкнуться с государством в любом его проявлении: налоговая, полиция, суды, коммунальные вопросы. Не приведи Господь.

Кабинет министров и другие важные ведомства не укомплектованы технократами. А те, кто есть, зачастую производят впечатление или жуликов, или дегенератов.    

Ярчайший пример – оповещение Министерства внутренних дел о намерении арестовать Дмитрия Фирташа по прибытию в Борисполь и последующая его встреча в аэропорту отрядом спецназа. Совершенно естественно, что люди в соцсетях отреагировали однозначно: «Они считают нас идиотами, или они сами идиоты?»

Это очень хороший и принципиальный вопрос. Скажите, на кого рассчитана информация о размере зарплат президента, премьера, главы Администрации президента? Ведь при такой низкой зарплате как бы ничего не остается, как подворовывать на работе. Что это за аттракцион государственного лицемерия?

Дожить бы до технократов в украинской власти. Альтернативных руководителей мы уже устали проходить.

Игорь Левенштейн