Специалист по вызовам, или Судьба бросает нам перчатку

2417

Вместо эпиграфа

"Не раскачивайте лодку, нашего боцмана тошнит".

(Диссидентская народная поговорка).

 

Главное отличие хорошего политика от хорошего сценариста триллеров – предсказуемость. Столь ценимое почитателями Альфреда Хичкока состояние неопределенности, беспокойства и тревожного ожидания совершенно не котируется в гущах электоральной массы.

Если рассматривать ценность состоявшейся вчера пресс-конференции президента Петра  Порошенко, то можно сделать вывод, что как максимально ответственный политик он ни на йоту не разочаровал электоральные массы, не сообщив решительным образом ничего нового.

Не исключено, что специалисты креативного президентского штаба рассчитывали на эффект разорвавшейся бомбы, роль которой должно было сыграть сообщение из стокгольмского арбитража о том, что "Нафтогаз" отсудил у российского "Газпрома" 4,6 млрд долларов за некие косяки по транзитному контракту. И несмотря на то, что возможность увидеть деньги вживую, а не в виде неких взаимозачетов, минимальна, и вероятность затягивания, а то и утопления дела в дипломатических препирательствах, достаточно высока, повод для отчета об очередной международной победе, достигнутой "благодаря чуткому руководству", был более чем прекрасный. Но поскольку извещение о победе запоздало, и выход к публике оказался преждевременным, главе государства пришлось формировать информационную картину дня в соответствии с рецептами Алены Апиной "я его слепила из того, что было".

Собственно, перед оратором стояла непростая задача сказать что бы то ни было в то время, когда сказать по существу нечего. Но стратегически грамотно выбранная тема конференции "Вызовы-2018", более чем прозрачно намекала на то, что в жизни всегда есть место поводу. Во всяком случае, собраться и поговорить.

Для формирования магистрального месседжа, о котором речь ниже, были избраны достаточно примитивные, но в условиях, когда уровень агитационно-пропагандистской грамотности населения остается на уровне времен "уличных лотерей" и "писем счастья", вполне пригодные к употреблению.

Прием номер один в упрощенной форме звучит – "мы вас спасли". Логично вытекающий из него прием номер два звучит как "мы вас спасем еще раз".

Одним из самых простых способов улучшения современной картины мира является демонизация прошлого, создающая у зрительско-читательской аудитории ощущение некоего качественно скачка вперед. Исходя из этого, рассказ в исполнении президента об отсталой экономике, смертельно больной банковской системе и пустом бюджете, доставшемся ему в наследство, выглядит вполне грамотным с манипулятивной точки зрения, даже если он не имеет ничего общего с объективной реальностью.

По объективным показателям, и экономическая, и социальная ситуация до вступления в полномочия ныне действующего главнокомандующего была на порядок лучше. ВВП страны в номинале в 2013 году достигал 185 млрд долларов против 95 в 2017-м, средняя заработная плата – 400 долларов против 260-ти, экспорт товаров и услуг – 85 млрд долл. против 52 модр долл. Расходная часть бюджета на 2017 год предусмотрена в объеме 34,7 млрд долл., в 2013 году данный показатель находился на уровне 51,2 млрд долл. Таковы данные "политической арифметики". Но при качественной расстановке голосовой интонации, которой глава государства овладел в совершенстве, числовые показатели можно смело оставлять за скобками.

Продвижение же в массы месседжа номер два – "мы вас спасем еще раз" – следует признать затруднительным из-за неквалифицированного подбора "вызовов" 2018 года.

Акцентированно выделить президенту удалось лишь три позиции:

- российская агрессия,

- бедность населения,

- атаманщина и популизм.

На низкое качество формирования пакета вызовов указывает хотя бы то, что ни с одной из озвученных проблем в 2018 году президентская команда справиться не в состоянии.

Военно-политический кризис в восточных регионах останется на прежнем месте, а рассказы о миротворческой миссии, как о механизме, способном разрешить все проблемные вопросы,с конфликтной ситуацией, будут перенесены в качестве предвыборных обещаний на 2019 год.

Проблема бедности населения, лишь усугублявшаяся в течение последних четырех лет, имеет невысокие шансы на разрешение в течении одного года. В рамках предвыборной борьбы часть электоральной массы, безусловно, ожидают некоторые социальные подачки, которые в значительной части будут "съедены" ростом цен на продукты и товары первой необходимости. В качестве единственного "покращення" возможен отказ действующего кабмина от повышений коммунальных тарифов, которые могут окончательно похоронить надежды действующего президента на второй срок.

Обещания главы государства защитить всех и вся от "атаманщины и популизма" и вовсе выглядят попыткой создания хорошей мины при плохой игре, так как "атаманщина и популизм" – это, пожалуй, единственное, что не несет среднестатистическому избирателю никакой угрозы. При существующих политических традициях, в случае поражения Петра Алексеевича на выборах хоть Юлии Владимировне, хоть какой-нибудь "темной лошадке", выскочившей из-за кулис шоу-бизнеса, он сам вместе со всеми своими соратниками, если таковые у него останутся, переместится в категорию "популистов и атаманов". А победитель избирательной кампании вместе со своей командой с той же степенью автоматизма превратится из "популиста-атамана" в "ответственного политика, заботящегося не о персональных рейтингах, а о процветании страны".

А теперь о магистральных месседжах выступающего. Что пытался донести до многомиллионной телезрительской аудитории действующий президент? Что на выборы он обязательно пойдет, и вчерашнее масштабное выступление следует считать фактическим началом избирательной кампании. Что прочит поддержать его кандидатуру, ибо на переправе коней не меняют, лодку раскачивать чревато, а известная плохая реальность лучше темной неопределенности.

При таком осторожном подходе новых сторонников действующий глава государства вряд ли приобретет. Но и старых не растеряет. И политическая судьба его, скорее всего, будет зависеть от степени агрессивности политических оппонентов и прочности административного ресурса. 

Екатерина Павловская