Сокращение депутатов, или Еще одна бесполезная реформа

1281

Одно из преобразований, претендующих на победу в номинации "Самая бесполезная реформа десятилетия", близится к реализации. Спикер Верховной Рады Дмитрий Разумков анонсировал рассмотрение в сессионном зале вопроса о сокращении количества народных депутатов с 450 до 300. Вопрос внесен в повестку дня 4 февраля.

Для реализации данного проекта потребуется в очередной раз подправить Конституцию. Но у действующего состава законодательного собрания уже есть опыт переписывания основного закона в так называемом турборежиме. 

А как у них?

Декларация движения в сторону ЕС подвигает к тому, чтобы хоть иногда сверять собственные часы с европейским хронометром.

Украина при сокращении количества парламентариев до 300 вырвется на первое место в Европе как страна с самым маленьким парламентом относительно населения страны.

То есть в стране будет 300 депутатов на 42 миллиона человек, по официальным данным, или 37 миллионов человек, по данным электронной переписи, о которой недавно рапортовал министр Кабинета министров Дмитрий Дубилет. 1 депутат будет приходиться на 120-140 тыс. человек.

Количество депутатов в некоторых странах Европы:

    • Испания – 616 парламентариев на 46 млн человек (1 на 75 тыс. человек).
    • Польша – 460 депутатов на 38 млн человек (1 на на 82 тыс. человек).

(Две данные страны по населению сопоставимы с Украиной).

  • Франция – 825 депутатов на 65 млн человек (1 на 79 тыс. человек).
  • Румыния – 465 депутатов на 19 млн человек (1 депутат на 40 тыс. человек).
  • Литва – 141 депутат на 2,8 млн человек (1 депутат на 20 тыс. человек).

И так далее. 

Удастся ли сэкономить бюджетные деньги?

В 2020 году деятельность Верховной Рады обойдется налогоплательщику в 2 млрд грн.

В соответствии с математической логикой, сокращение количества депутатов должно привести к сокращению затрат на их содержание на 660 млн грн. Сумма даже для такого не богатого государства как украинское – не очень большая. Для сравнения, только знаменитая премия главы «Нефтегаза» за стокгольмский арбитраж, по данным отечественных СМИ, составила более 200 млн грн., а общая премия руководства превысила 1,1 млрд грн. («Нефтегаз» - компания государственная, то есть и сама компания, и все ее средства, и все, что добывает компания из недр номинально принадлежит народу Украины).

Однако, вероятность возвращения этих средств в госбюджет крайне невелика. Народные депутаты давно и настойчиво заявляют, что их не устраивает заработная плата в 30-40 тыс. грн. Есть гораздо больше оснований прогнозировать, что «сэкономленные средства» будут распределены между оставшимися тремястами парламентариями в качестве компенсации за увеличение нагрузки.

Ожидаемый эффект

Чтобы спрогнозировать эффект от сокращения депутатского корпуса, следует оценить эффект от отмены депутатской неприкосновенности.

Снизился ли в стране уровень коррупции? Объектовые данные, указывающие на это, пока отсутствуют.

Повысилась ли продуктивность депутаткой деятельности? Возможно. Но вряд ли настолько, чтобы избиратель имел возможность оценить это.

Примерно такая же результативность ожидается и от «реформирования» численного состава законодательного органа.

Теоретически (не обязательно, что именно так будет на практике), сокращение количества депутатов, к тому же лишенных неприкосновенности, должно привести к расширению возможностей вмешательства в работу парламента со стороны внешних сил (теневых игроков, так называемых олигархов, представителей силовых структур или органов исполнительной власти). Хотя не исключено, что и при сокращенном составе Рада сохранит ровно такой же уровень незаангажированности, что и на данный момент.

Сбылась мечта народная?

Идея сокращения количества народных депутатов была популярна среди избирателей еще на заре формирования новой государственности, что открывало перед политиками самых различных идеологических векторов возможность сострижения кое-каких политических купонов.

Президент номер два Леонид Кучма даже инициировал соответствующий тематический референдум в 2000 году, на котором абсолютное большинство избирателей сказали: "сокращению быть". И результаты народного волеизъявления тут же упрятали в долгий ящик.

В 2013 году в недрах правящей на тот момент Партии регионов обсуждалась тема сокращения количества депутатов до 300 и создания двухпалатного парламента. Но до логического завершения идея так и не была доведена.

То есть, выражаясь спортивным языком, подходы к снаряду уже были. Но это обстоятельство лишь усиливает позиции новых реформаторов, которые смогут произвести сокращение депутатских штатов под крайне выигрышным лозунгом: "Все только говорили, а мы сделали".

Для избирателя в этой ситуации важно понимать, что сокращение количества депутатов – это не результат, а средство. Восприниматься в качестве достижения оно не может ни при каких условиях. Ведь когда человек приходит в супермаркет, ему абсолютно все равно, какое количество людей работает на предприятиях, производящих продукты (во всяком случае, мало кто об этом интересуется у продавцов). Для него гораздо важнее, чтобы товар был высокого качества и по доступной цене.

Екатерина Павловская