Шпионские страсти по-харьковски
Вместо эпиграфа
Джон Ланкастер в одиночку, преимущественно ночью,
Чем-то щелкал, в чем был спрятан инфракрасный объектив.
А потом в нормальном свете, представало в черном цвете
То, что ценим мы и любим, чем гордится коллектив.
(Владимир Высоцкий)
Еще несколько лет назад термины "шпиономания" или "шпионские страсти" представлялись чем-то относящимся ко временам мрачных десятилетий гипертрофированной мнительности и бдительности или же к культовому анимационному фильму Евгения Гамбурга. События последних лет, пронизанные суровой правдой жизни, показали, что шпионаж и подрывная деятельность это как булочная и трамвайная остановка – где-то рядом.
Во время визита в Харьков президент Порошенко не удержался и приоткрыл завесу над закрытой статистикой.
"Согласно закрытой статистике, - сообщил по секрету глава государства, - усилиями, в том числе Службы безопасности Украины, прокуратуры, других силовых подразделений остановлена подготовка большого количества террористических актов. Из террористических актов, которые готовились в Украине, на Харьковскую область приходится более 18%. Подрывы зданий судов, в местах массового скопления граждан. Подрыв планировался и предприятий оборонного комплекса…"
Некоторые начавшиеся было зарождаться сомнения – все-таки 18 процентов это не три и даже не пять – были подтверждены неопровержимыми фактами. Глава администрации Холодногорского района Харькова, по версии отечественных спецслужб, оказался агентом службы безопасности иностранного государства, завербованным в 2015 году на территории Автономной республики Крым. Отчасти, подобный прокол можно отнести на счет недоработавших законодателей и центральных исполнительных органов, которые до сих пор не запретили посещение АРК государственными служащими, представителям органов местного самоуправления, судов, прокуратуры, полиции, налоговых и таможенных органов, антикоррупционных органов, работниками государственных и коммунальных предприятий, депутатами всех уровней и работников учреждений образования. Также с 2017 года в Раде хранится не проголосованный «законопроект Немировcкого-Шинковича», запрещающий госслужащим посещение территории государства-агрессора.
Выявленные в ходе расследования факты, помимо детализированного изобличения тайной подрывной деятельности агрессора на территории страны, наглядным образом продемонстрировали профессиональную, организационную и интеллектуальную беспомощность противника. Или, как говаривал один представитель художественного авангарда, не так страшен черный квадрат, как его малевич намалевал.
По данным, обнародованным СБУ, можно заметить, что деятельность подрывных организаций противника заточена на сбор бесполезной информации и проведение технологически безграмотных акций.
Сбор и систематизация через альтернативные союзы ветеранов АТО личных данных участников антитеррористической операции для передачи спецслужбам противника выглядит аляповатой попыткой имитировать бурную деятельность для отчета перед вышестоящим начальством. Совершенно понятно, что наиболее сознательные и активные участники АТО вряд ли окажутся в союзах, созданных политическими фигурами, ранее занимавших контрреволюционные позиции. Это все равно, что НКВД внедряло бы в стан противника не Штирлица с безупречной репутацией истинного арийца, а человека, ярко засветившегося в антиправительственной деятельности.
Для сбора информации о бывших военнослужащих гораздо более привлекательным мог бы стать социальный сектор вышеуказанной районной администрации. Анализ открытых источников, в частности социальных сетей, позволил бы создать представление не только об участниках АТО и волонтерского движения, но и хронологии их действий. Но – что является несомненным плюсом – неспособность шпионских центров противника к аналитической деятельности толкает их на скользкие пути, приводящие куда угодно, только не к достижению желаемых результатов.
А получение агентом гражданства государства-агрессора может войти в мировую историю мировой шпиономании как акция, претендующая на «премию Дарвина», если бы таковая присуждалась в данной сфере деятельности. Даже заидеологизированный сталинский НКВД не додумался предоставлять Киму Филби советское гражданство, которое никак не помогало в его творческой деятельности.
Для чего нужен британский паспорт бывшему члену фракции радикальной партии Артеменко – понятно. Как писал автор из цитатника президента Порошенко: "с почтением, скажем, берут паспорта с двуспальным английским левою".
Для чего супруга министра инфраструктуры Омеляна летает на роды в Соединенные Штаты, тоже в принципе вполне объяснимо: американское гражданство еще никому не повредило, мало ли какие ситуации в жизни бывают.
Но получение паспорта страны, которая не несет никакой ответственности перед своими гражданами, как минимум, нелепо со всех точек зрения.
Бесполезная информация враждебным шпионским центром собирается для того, чтобы снабжать ею иных агентов, что самым наглядным образом подтвердило расследование российского блогера Аркадия Бабченко, едва не ставшего жертвой кровавого покушения. Организаторам несостоявшегося покушения спецслужбы передали скрины со странице в фейсбуке, фотографии дома в Москве, где ранее проживала потенциальная жертва, и номер воинской части, в которой вынужденно проходил службу будущий демократический блогер.
Помимо этого, противник продемонстрировал полное непонимание технологий проведения пропагандистских и контрпропагандистских акций. По данным заместителя главы СБУ Виктора Кононенко, обнародованным на брифинге, сын бывшего президента Александр Янукович пытался провести протестную акцию у стен президентской администрации с участием лиц без определенного места жительства и страдающих алкоголизмом.
Согласно канонам политических технологий, если организаторы акции хотели нанести вред репутации определенных персон, то подобная акция должна была проводиться именно в поддержку дискредитируемых лиц.
Бомжи и алкоголики, протестующие против политика Пупкина, укрепляют его рейтинг.
Бомжи и алкоголики, выступающие в поддержку политика Пупкина, разрушают его рейтинг.
Таковы законы жанра, и от этого никуда не денешься. Но низкопрофессиональные кадры, сосредоточившиеся в подрывных центрах противника, просто не в состоянии оценить подобные нюансы, действуя согласно поговорке "слышал звон, да не знает, где он".
Работать с таким противником чрезвычайно трудно. Ибо еще Отто фон Бисмарк в свое время говаривал: "Никогда ничего не замышляйте против страны-агрессора, ибо на любую вашу хитрость она ответит своей непредсказуемой глупостью“. Но то обстоятельство, что специалисты по обе стороны баррикады являются фактически представителями одной школы, помогает предупреждать даже самые алогичные ходы противника еще на отдаленных подступах к государственным тайнам и стратегическим объектам.