Шоу МОЗ гоу он

3454


Даже в гавайско-канарский период работа по вертикализации власти на отдельно взятых участках жизнеобеспечения не останавливается ни на день.

Белое пятно напротив должности министра здравоохранения после третьего портфельного передела подчеркивало отсутствие в рядах узкой коалиции единых представлений о добре и зле по некоторым кадровым позициям. Достоверность информации о том, что в кресло главы Минздрава буквально никто не хотел садиться по доброй воле, легко проверяется попытками устроиться хотя бы начальником пункта приема стеклотары. В эпоху, когда количество капитанов в разы превышает наличие капитанских мостиков, свято место может пустовать только по очень серьезной причине. Спектр претендентов на должность «главного врача страны» отличался изрядной широтой – от бывшего регионала Гончаренко до самого премьера Гройсмана, за которым председатель парламентского комитета по вопросам здравоохранения Ольга Богомолец подозревала способности эффективно руководить по совместительству чем угодно. Тем не менее, здоровье нации доверили исполняющему обязанности Шафранскому - одному из замов со времен министра Квиташвили, которого с 1-го августа срочно потребовалось поменять еще на одного «и. о.» - специалиста с эмигрантско-волонтерской легендой Ульяну Супрун. Судя по обилию позитивных откликов по поводу назначения со стороны президентско-премьерской команды и полному молчанию представителей НФ, состязание в перетягивании министерского одеяла завершилось в пользу старшего коалиционного брата.

Несмотря на повышенный энтузиазм премьера, уже выдавшего исполняющему обязанности министра указание на следующей неделе представить программу действий в системе здравоохранения, в данном случае обстоятельства назначения, сопровождаемого чередой случайностей, намного любопытнее персоны новоназначенного. Совершенно удивительным образом замене «и. о.» на расстоянии пары недель предшествовал арест замминистра здравоохранения Василишина, что как бы намекало на необходимость укрепления руководящей составляющей в ведомстве. А не менее уникальное совпадение назначения с каникулами депутатов Верховной Рады указывает на необходимость порешать кое-какие вопросы, что называется, в пожарном порядке. Активизацию же риторики о необходимости реформ в здравоохранении буквально со следующей недели в вышеописанной ситуации следует признать абсолютно грамотным тактическим ходом, иначе экстренный характер назначения, не согласованного, по заявлению вышеупомянутой Ольги Богомолец, даже с профильным парламентским комитетом, становится труднообъяснимым.

Напутствие премьера новому руководителю Минздрава, выполненное в виде микса из новогоднего поздравления и пересказа старательным учащимся фрагмента учебника по литературе с заготовленной цитатой, оставило впечатление крайне смутных представлений о первоочередных задачах в деле улучшения здоровья нации. Но профильный вице-премьер Розенко внес ясность, акцентировав внимание на «реформировании системы», «совершенствовании системы», «введении новой системы» и «переходе на новую систему».

Прощай, бесплатная медицина

Реформаторские наметки самой главы ведомства также вполне подходят под определение, рожденное в творческой мастерской поэта-новатора Маяковского - «планов громадье». Легкая хаотичность подбора предлагаемых мероприятий – от пересказа идей «папередника» Квиташвили до продвижения нового закона о трансплантации – придает всему плану преобразований некий шарм (шарм – универсальный заменитель всех прочих преимуществ. – Авт.). Но попытки детального разбора на «за» и «против» вряд ли являются перспективными ввиду невысокой степени вероятности реализации мегапроекта.

Заявление о том, что «примерно до конца августа мы должны выработать стратегию развития и план действий: что будем делать через месяц, через три, через полгода-год, через 5 и 10 лет» уже вызывает сомнения в наличии максимально прочной связи между реальностью и заявителем. Опыт предшествующей команды реформаторов позволяет предполагать, что такие понятия как пяти- или десятилетние планирование к правительственным коллективам не имеют никакого отношения. 

Наиболее близким к исполнению может оказаться растиражированное средствами оповещения заявление пани Супрун о том, что она будет добиваться продвижения закона о трансплантации. (Выполнение данной задачи не требует дополнительных мегазатрат, кроме проявления умений продавить интересующую тему, или, как говаривал в свое время один булгаковский персонаж, пропечатал - и шабаш.) Но именно эта новация представляется наименее актуальной для абсолютного большинства населения, неспособного оплатить данный вид медицинских услуг, притом что риски злоупотреблений при существующем уровне правовой культуры в стране могут возрасти в разы.

Отдельные совпадения программ Супрун и Квиташвили наталкивают на мысли о существовании тайного заговора апологетов шило-мыльной теории.

«Деньги должны идти не на медицинские учреждения, а на оплату услуг пациентам. А для того, чтобы деньги шли за пациентами, необходимо сделать медицинские учреждения более независимыми», - утверждает новый руководитель Минздрава.

«Надо, чтобы украинская система здравоохранения базировалась на таких принципах: деньги следуют за пациентом, государство не финансирует медучреждения, а финансирует только обслуживание… Надо давать свободу действий больницам, поликлиникам, клиникам», - сообщал предшественник.

Более того, данный мотив присутствовал и в репертуаре разжалованного из президентов Януковича, нацеливавшегося на модернизацию системы здравоохранения еще в далеком 2012 году.

Далеко не факт, что идея хождения денег за пациентом несет в себе элементы конструктива в современных украинских реалиях и имеет большую смысловую нагрузку, нежели просто более-менее связная комбинация из четырех слов. Но отсутствие какого-либо продвижения по данному маршруту реформаторов более ранних периодов подсказывает, что данная тема будет передаваться по наследству от министра к министру и далее.

Идеи о предоставлении каждому гражданину возможности иметь собственного врача, организация отделений неотложных состояний, введение в штат бригад «скорой помощи» парамедиков и экстренных медицинских техников, а также изменение системы медицинского образования в соответствии с западными образцами прекрасны и по форме и по содержанию. В первую очередь, указанием на то, что отечественному здравоохранению нужны не реформы, а деньги, деньги и еще раз деньги. Именно поэтому шансы на реализацию вышеозначенных планов крайне невысоки. (Можно заметить, что обращения к опыту передовых стран нередко не учитывают один фактор – различие в уровне финансирования. Если в ФРГ медицинские расходы составляют порядка 4000 евро на одного человека, то в Украине в 2016 году – 44, что автоматические снимает предложения в стиле «А давайте, как у них».)

Вносящим некую толику интриги в очередную кадровую перестановку остается, пожалуй, один вопрос: наберется ли правящий Кабмин духа подать кандидатуру нового министра в Раду? Если парламентарии прокатят предложение Кабмина – это будет, возможно, не критическим, но весьма наглядным поражением президентско-премьерского блока, до этого более-менее успешно добивавшегося взаимности от законодательного собрания.

Дмитрий Михайлов