Школьная реформа: шаг вперед или имитация бурной деятельности
Вместо эпиграфа
«Лучший способ починить - покрасить»
(Поговорка времен соцреализма)
Новый учебный год школьники, учителя и родители встречают с новым руководством министерства образования, что предоставляет прекрасный повод еще раз поразмышлять над тем, почему реформа образования зависла на уровне творческих дискуссий и каковы перспективы сделать сколь-нибудь заметный шаг вперед.
Напомним, 29 августа Верховная Рада назначила нового министра образования. Сверхответственный по всем меркам пост заняла 29-летняя руководитель среднего звена Минобраза Анна Новосад, которая сменила на этом посту 54-летнюю Лилию Гриневич, «носившую» министерский портфель чуть более трех лет.
В тот же день Новосад отписалась в фейсбуке, сообщив всем заинтересованным лицам, что «новая украинская школа продолжит быть приоритетом и этого правительства».
Что такое «новая украинская школа»?
Вряд ли откроем Америку, если заметим, что реформы только тогда имеют шансы на успех, если они максимально понятны конечному потребителю, а их результаты носят хоть какие-то признаки наглядности.
Одна из тактических проблем построения НУШа заключается в том, что инициаторы и проводники преобразований за несколько лет так и не смогли внятно сформулировать, что такое новая школа.
Первый вопрос, который должен возникнуть у среднестатистического налогоплательщика при встрече с понятием «новая школа» - а что в этой школе нового?
Новые здания школьных и дошкольных учреждений (более комфортные, приспособленные к современному образовательному процессу, архитектурно привлекательные и так далее)? Но – нет.
Новые химические и физические лаборатории, новое оборудование в классах? Скорее нет, чем да.
Новые школьные стадионы, спортзалы и – чем черт не шутит – бассейны? Не то чтобы да.
Новые условия труда для работников отрасли в виде повышения заработной платы и расширения социальных гарантий? Не плохо было бы провести социологические исследования на эту тему, но, судя по всему, социологов помимо электоральных симпатий мало что интересует.
Заходя в учебное заведение, сторонний наблюдатель видит те же самые здания, ту же самую мебель, то же самое оборудование, что и пять лет назад (это в лучшем случае), и тех же самых преподавателей с тем же самым выражением лица. А в подобных условиях процесс ощущения новизны вызывает определенные затруднения.
Туалеты на улице
За пять реформаторских лет так и не была решена даже такая, вызывающая явное непонимание в начале 21-го века проблема, как школьный туалет на улице.
В начале 2019 года, по данным министерства регионального развития Украины, в 10% школ в стране туалеты располагались на улице. В цифрах это примерно более 1600 школ (в 2018 году в стране работало 16566 средних учебных заведений).
Еще в 30% школ, по данным того же Минрегиона, туалеты, находящиеся в зданиях, требуют срочного ремонта.
Вне всякого сомнения, кое-какое обновление школьного оборудования и инвентаря осуществлялось каждый год, что называется, в режиме «медленно, но верно». Но подобная работа проводилась и пять лет назад, и десять, и пятнадцать, а следовательно, к реформе последней пятилетки не имеет ни малейшего отношения (ибо реформа, по определению, это радикальное преобразование, а не вялотекущее повторение того, что уже было).
Зато можно писать карандашом
Одним из несомненных достижений школьной реформы стала возможность для школьников младших классов писать не шариковой ручкой, а карандашом. Важность данной новации один из авторов концепции «новой школы», бывший министр Лилия Гриневич отмечала в целом ряде интервью и комментариев. По версии специалиста, написание шариковой ручкой в начальных классах может вызвать у ребенка стресс, так как написанное нельзя исправить.
Эта проблема была блестяще решена практически без дополнительных затрат из государственного бюджета.
Победили школьную форму
Чрезвычайно живые дискуссии были развернуты вокруг вопросы с нулевым уровнем значимости для образования 21-го века – носить или не носить школьную форму.
Принципиальные противники ношения школьной формы в качестве основного аргумента приводили уничтожения индивидуальности учащихся, несколько сбрасывая со счетов такие варианты проявление индивидуальности, как овладение иностранными языками, элементами математического анализа, основами квантовой физики или демонстрация высоких достижений в спорте, музыкальном и изобразительном искусстве.
Наконец-то проблема номер 131 была решена одним росчерком пера на президентском указе в июне 2019 года.
И вся школьная и околошкольная общественность вздохнула с облегчением – теперь-то отечественное образование сдвинется с мертвой точки.
Изобретение «опорных школ»
По мере угасания небольших сел медленно, но неостановимо шел процесс ликвидации так называемых малокомплектных школ, в которых количество учащихся сократилось до нескольких десятков. Учеников из закрытых школ переводили в школы, расположенные в райцентре, а проблему доставки учащихся пытались решить с помощью программы «Школьный автобус».
Этот процесс начался еще задолго до начала школьной реформы.
В 2016 году для районных учебных заведений, в которые из ликвидированных малокомплектных переводили учеников, придумали специальное название – «опорные школы».
Появившиеся в отчетах чиновников от образования реплики – «мы создали столько-то опорных школ» – призваны были убедить слушателей в том, что было нечто создано (хотя реально школы были не созданы, а ликвидированы).
Изобретение специального термина позволило сформировать иллюзию неких достижений, причем настолько убедительных, что о них не стыдно было рапортовать в публичной плоскости.
Почему получилось далеко не все
Существует – пусть и в узких кругах – представление о том, что таким сферам, как образование (здравоохранение, пенсионное и социальное обеспечение) в принципе не нужны никакие реформы. Мол, можно перекрасить автомобиль, дать ему новое название и даже приделать к нему флаг, но если в баке топлива на 10 километров, а не на 300, то автомобиль и проедет 10 километров, а не 300. Как вариант, можно заменить движок на более экономичный, однако новые элементы транспортного средства тоже бесплатно не раздают. В общем, по любому надо вложиться. С последним как раз возникли существенные проблемы.
За все годы реформирования финансирование сферы образования так и не превысило уровень 2013 года.
2013 год - 13,2 миллиардов условных единиц;
2014 год – 6,7;
2015 год – 4,75;
2016 год – 4,8;
2017 год – 6,35;
2018 год – 7,6;
2019 год - 9,7.
(Указаны примерные совокупные объемы финансирования из местных и государственного бюджета. Для того. чтобы данные по годам можно было сравнивать, показатели финансирования переведены в условные единицы по условному курсу на конец того или иного года. Источник).
Существуют представления, что попытки слепить «город-сад» из тряпок и палок за три копейки заранее обречены на провал. Но пробовать все равно необходимо. Так как проведение реформ является одним из наилучших способов маскировки управленческой малоспособности.