Школьная реформа: шаг вперед или имитация бурной деятельности

1620

Вместо эпиграфа

«Лучший способ починить - покрасить»

(Поговорка времен соцреализма)

 

Новый учебный год школьники, учителя и родители встречают с новым руководством министерства образования, что предоставляет прекрасный повод еще раз поразмышлять над тем, почему реформа образования зависла на уровне творческих дискуссий и каковы перспективы сделать сколь-нибудь заметный шаг вперед.

Напомним, 29 августа Верховная Рада назначила нового министра образования. Сверхответственный по всем меркам пост заняла 29-летняя руководитель среднего звена Минобраза Анна Новосад, которая сменила на этом посту 54-летнюю Лилию Гриневич, «носившую» министерский портфель чуть более трех лет.

В тот же день Новосад отписалась в фейсбуке, сообщив всем заинтересованным лицам, что «новая украинская школа продолжит быть приоритетом и этого правительства».

Что такое «новая украинская школа»?

Вряд ли откроем Америку, если заметим, что реформы только тогда имеют шансы на успех, если они максимально понятны конечному потребителю, а их результаты носят хоть какие-то признаки наглядности.

Одна из тактических проблем построения НУШа заключается в том, что инициаторы и проводники преобразований за несколько лет так и не смогли внятно сформулировать, что такое новая школа.

Первый вопрос, который должен возникнуть у среднестатистического налогоплательщика при встрече с понятием «новая школа» - а что в этой школе нового?

Новые здания школьных и дошкольных учреждений (более комфортные, приспособленные к современному образовательному процессу, архитектурно привлекательные и так далее)? Но – нет.

Новые химические и физические лаборатории, новое оборудование в классах? Скорее нет, чем да.

Новые школьные стадионы, спортзалы и – чем черт не шутит – бассейны? Не то чтобы да.

Новые условия труда для работников отрасли в виде повышения заработной платы и расширения социальных гарантий? Не плохо было бы провести социологические исследования на эту тему, но, судя по всему, социологов помимо электоральных симпатий мало что интересует.

Заходя в учебное заведение, сторонний наблюдатель видит те же самые здания, ту же самую мебель, то же самое оборудование, что и пять лет назад (это в лучшем случае), и тех же самых преподавателей с тем же самым выражением лица. А в подобных условиях процесс ощущения новизны вызывает определенные затруднения.

Туалеты на улице

За пять реформаторских лет так и не была решена даже такая, вызывающая явное непонимание в начале 21-го века проблема, как школьный туалет на улице.

В начале 2019 года, по данным министерства регионального развития Украины, в 10% школ в стране туалеты располагались на улице. В цифрах  это примерно более 1600 школ (в 2018 году в стране работало 16566 средних учебных заведений).

Еще в 30% школ, по данным того же Минрегиона, туалеты, находящиеся в зданиях, требуют срочного ремонта.

Вне всякого сомнения, кое-какое обновление школьного оборудования и инвентаря осуществлялось каждый год, что называется, в режиме «медленно, но верно». Но подобная работа проводилась и пять лет назад, и десять, и пятнадцать, а следовательно, к реформе последней пятилетки не имеет ни малейшего отношения (ибо реформа, по определению, это радикальное преобразование, а не вялотекущее повторение того, что уже было).

Зато можно писать карандашом

Одним из несомненных достижений школьной реформы стала возможность для школьников младших классов писать не шариковой ручкой, а карандашом. Важность данной новации один из авторов концепции «новой школы», бывший министр Лилия Гриневич отмечала в целом ряде интервью и комментариев. По версии специалиста, написание шариковой ручкой в начальных классах может вызвать у ребенка стресс, так как написанное нельзя исправить.

Эта проблема была блестяще решена практически без дополнительных затрат из государственного бюджета.

Великая карандашная реформа

Победили школьную форму

Чрезвычайно живые дискуссии были развернуты вокруг вопросы с нулевым уровнем значимости для образования 21-го века – носить или не носить школьную форму.

Принципиальные противники ношения школьной формы в качестве основного аргумента приводили уничтожения индивидуальности учащихся, несколько сбрасывая со счетов такие варианты проявление индивидуальности, как овладение иностранными языками, элементами математического анализа, основами квантовой физики или демонстрация высоких достижений в спорте, музыкальном и изобразительном искусстве.

Наконец-то проблема номер 131 была решена одним росчерком пера на президентском указе в июне 2019 года.

И вся школьная и околошкольная общественность вздохнула с облегчением – теперь-то отечественное образование сдвинется с мертвой точки.

Изобретение «опорных школ»

По мере угасания небольших сел медленно, но неостановимо шел процесс ликвидации так называемых малокомплектных школ, в которых количество учащихся сократилось до нескольких десятков. Учеников из закрытых школ переводили в школы, расположенные в райцентре, а проблему доставки учащихся пытались решить с помощью программы «Школьный автобус».

Этот процесс начался еще задолго до начала школьной реформы.

В 2016 году для районных учебных заведений, в которые из ликвидированных малокомплектных переводили учеников, придумали специальное название – «опорные школы».

Появившиеся в отчетах чиновников от образования реплики – «мы создали столько-то опорных школ» – призваны были убедить слушателей в том, что было нечто создано (хотя реально школы были не созданы, а ликвидированы).

Изобретение специального термина позволило сформировать иллюзию неких  достижений, причем настолько убедительных, что о них не стыдно было рапортовать в публичной плоскости.

Почему получилось далеко не все

Существует – пусть и в узких кругах – представление о том, что таким сферам, как образование (здравоохранение, пенсионное и социальное обеспечение) в принципе не нужны никакие реформы. Мол, можно перекрасить автомобиль, дать ему новое название и даже приделать к нему флаг, но если в баке топлива на 10 километров, а не на 300, то автомобиль и проедет 10 километров, а не 300. Как вариант, можно заменить движок на более экономичный, однако новые элементы транспортного средства тоже бесплатно не раздают. В общем, по любому надо вложиться. С последним как раз возникли существенные проблемы.

За все годы реформирования финансирование сферы образования так и не превысило уровень 2013 года.

2013 год - 13,2 миллиардов условных единиц;

2014 год – 6,7;

2015 год – 4,75;

2016 год – 4,8;

2017 год – 6,35;

2018 год – 7,6;

2019 год - 9,7.

(Указаны примерные совокупные объемы финансирования из местных и государственного бюджета. Для того. чтобы данные по годам можно было сравнивать, показатели финансирования переведены в условные единицы по условному курсу на конец того или иного года. Источник).

Существуют представления, что попытки слепить «город-сад» из тряпок и палок за три копейки заранее обречены на провал. Но пробовать все равно необходимо. Так как проведение реформ является одним из наилучших способов маскировки управленческой малоспособности.

Екатерина Павловская