Шили плотники штаны. Мастер-класс от харьковского губернатора
Все знают, как должны работать другие. Таксисты разбираются в тонкостях управления экономическими процессами на макроуровне. Дворовые доминошники знают, как следует играть в футбол на уровне сборных команд. Вахтеры посвящены в тайны мировой закулисы и готовы оказывать консультативные услуги ротшильдам и рокфеллерам.
Харьковский губернатор Алексей Кучер решил прочитать «лекцию» харьковским журналистам об основах профессионального мастерства.
Пресс-конференцию 26 мая, которая посвящалась проблемам материально-технической и кадровой обеспеченности Харьковской областной инфекционной больницы, глава Харьковской облгосадминистрации Алексей Кучер начал с попытки расставить точки над «i» во взаимоотношениях власти с масс-медиа (так это выглядело со стороны, не исключено, что губернатор преследовал иные цели, ибо чужая душа - потемки).
Напомним, что еще в начале мая вокруг харьковской «инфекционки» разгорелся скандал. Родственники пациента сообщили, что их затраты на лекарственные препараты составляли от 2 до 4 тысяч гривен в день, в то время как областные власти заявляли о том, что лечение больных, зараженных коронавирусом, осуществляется бесплатно.
Политизаторы политизировали, политизировали…
«Ситуация, которая происходит, местами, крайне политизирована. Очень много эмоций», - заявляет харьковский губернатор. Прием хоть и примитивный, но за не имением гербовой бумаги пишут на обычной. Хотя если в данном случае и возможно говорить о какой-то политике, то только о провале соцполитики в регионе. Вряд ли более. Но, как гласит одно из правил ведения недобросовестной полемики, в любой непонятной ситуации заявляй о политизации.
От новых лиц, конечно же, ожидалось хоть какое-то обновление технологического инструментария (хотя бы) публичной риторики. Но, видимо, время еще не пришло.
Явление губернатора народу
Следующий тезис тоже можно отнести к дремучей архаике: «За последние 6 лет имели ли вы возможность, общаться, задавать вопросы, объективно высказывать свое мнение, вообще видеть так часто председателя областной администрации?»
Еще буквально год назад пятый президент и члены его команды выступали в аналогичном стиле по самым разным вопросам: 20 лет не было ни такой свободы слова, ни такой свободы передвижений, ни такого доступа к различного вида услугам, ни дорожного строительства, ни такой радости бытия в принципе, потому что раньше-то ничего не делалось, все ходили в набедренных повязках и готовили пищу на кострах.
Однако объективная реальность крайне мало соответствует губернаторскому посылу. И за последние 6 лет, и за последние 16, и 26 лет журналисты и граждане имели примерно такой же доступ к различным представителям власти, точно так же представители госвласти и органов местного самоуправления проводили и брифинги, и пресс-конференции, раздавали интервью и комментарии. Так что никаких «америк» представитель партии «новых лиц» ни для кого не открыл.
Является ли достижением то, что губернатор выступает перед СМИ? Ну, разве что с точки зрения персонажа одной из культовых комедий, который каждый день ходил на работу в магистрат, находя в этом некие элементы героизма.
Почему в масс-медиа мало позитива?
Средства массовой информации максимально концентрируют свое внимание на проблемах и почти не пишут о достижениях, что вызывает у губернатора вопрос: «Почему?»
А потому, что именно в этом и состоит один из основных элементов работы СМИ: рассматривать власть под микроскопом, выявлять именно проблемы и доносить их до широкого круга читателей, которые, помимо всего прочего, еще и налогоплательщики, и избиратели, и создатели всех материальных и духовных благ, и которым действующая власть обязана практически всем, вплоть до своего существования. Журналистика - своеобразный светофор для зрителей, читателей и радиослушателей, который указывает на наличие опасности. Именно потребители дают оценку качеству работы этого светофора. Что по данному поводу думает власть, журналиста тоже должно волновать. Но в самую последнюю очередь.
В противном случае журналисты из работников СМИ превратятся в работников агитации и пропаганды. В этом тоже нет ничего зазорного, однако это совершенно иной род занятий. Смешивать журналистику с агитпропом методически неверно. Подобные эксперименты уже проводились во времена «дорогого Леонида Ильича» и были признаны не совсем удачными.
В качестве примера позитива губернатор привел выплату зарплат медработникам.
Далее цитата:
«Я в пятницу мозги вынес своим подчиненным, чтобы выплатить заработные платы работникам. Мы сделали невозможное».
А об этом никто не написал. Такая проблема.
Позиционирование выплаты зарплаты в качестве некоего достижения, а тем более из рубрики «мы сделали невозможное» выглядит неким отголоском из сказочной зазеркальной страны, где все наоборот – «право» слева, а «лево» справа.
Не исключено, что в скором времени от работников бюджетной сферы будет требоваться еще и некая особенная благодарность за то, что им на различных предприятиях выплачиваются деньги (так-то они, очевидно, должны бесплатно трудиться и радоваться уже тому, что их пускают на рабочее место).
В принципе, подобная тематика может стать информационным «клондайком» для «акул пера». В районах области работают магазины и в них много продуктов. В районы области подается электричество. В районах области ходят электропоезда и автобусы. Спасибо власти, которая «сделала все невозможное»?
…и памятник из бронзы
Впрочем, утверждать, что СМИ не заряжены на освещение позитива тоже несправедливо. Можно смело предположить, что как только в области появится позитив, о нем сообщит большинство средств массовой информации. Если в регионе губернатор отправится открывать автобан европейского класса, СМИ будут соревноваться за возможность сообщить об этом первыми. Если в районных школах начнут открывать бассейны или современные спорткомплексы (а не три железяки во дворе), об этом сообщат все СМИ. Если в районах начнут открываться больницы, об этом станут сообщать с такой же интенсивностью, как и ныне о сокращении медучреждений. Если вместо убитых электричек в регионе появятся поезда европейского класса, об этом опять же напишут СМИ.
Формула очень простая: хотите, чтобы о вас сообщили что-то хорошее, сделайте что-то хорошее, не приобщая к собственным заслугам уже существовавшие блага, давно ставшие обычными, а приумножая блага, реализацией конкретных (а не бумажных) социальных и инфраструктурных проектов. И будет вам информационное счастье. И возможно, (да что там, народ-то у нас благодарный - наверняка) рядом со зданием областной администрации с течением времени вам даже установят памятник из бронзы и гранита.