Шестое президентство начинается с кризиса

1901

Если пятый президент покидает свой пост с ценовым кризисом на рынке отечественных овощей, то шестой начинает свою деятельность на посту номер один с кризиса инаугурационно-парламентского. Владимир Зеленский, безусловно, войдет в историю как глава государства, которому дольше всех пришлось дожидаться "президентскую булаву".

В субботу, 4-го мая новоизбранный президент попытался договориться с представителями парламента об ускорении инаугурационного процесса. Однако, предложенная шестым президентом дата 19 мая, судя по комментариям представителей околоэкспертного сообщества, не встретила одобрения. Во-первых, День памяти жертв политических репрессий, во-вторых, день красной пионерии. В общем, будет не до того. Да и иностранные делегации якобы не успеют так быстро среагировать. То ли дело 28-го.

Разница в десять дней способна предопределить дальнейший ход политического процесса как минимум на ближайшие полгода. Проведение инаугурационной церемонии 19-го предоставляет в распоряжение новоизбранного целую неделю для разгона парламента. В то время как инаугурация 28-го лишает его такой шикарной возможности, ибо по существующей Конституции законодательное собрание не может быть распущено менее чем за полгода до очередных выборов.

Совершенно очевидно, что каждый день у власти для любого представителя современного политикума – это как лишний глоток воздуха для запыхавшегося в финишном створе марафонской дистанции бегуна. Прежде всего, это касается фракций и групп, которые вряд ли имеют хоть какие-либо шансы появиться в девятом созыве – "Нарфронт", "Самопомощь", "Народная воля", "Возрождение" и, скорее всего, РПОЛ.

Хотя далеко не для всех ныне действующих нардепов и только претендующих на это высокое звание все столь однозначно. Например, имея шансы проскочить на досрочке, различные политические силы могут к осени лишиться такой возможности.

Итак, рассмотрим вариант – посвящение 19-го и роспуск Рады.

Выборы летом

Занесенные социологией в разряд проходных партии без особых проблем заполучат статус парламентских с долевым участием примерно равным сегодняшним рейтингам:

"Слуга народа" 25-27%,

"Оппозиционная платформа" – 12-15%,

БПП и "Батькивщина" – по 12-13%.

И если три последних коллектива на заседании Верховной Рады проголосуют против инаугурации 19-го, то, скорее всего, к осени они рассчитывают укрепить свои позиции или, по крайней мере, не растерять наличный политической капитал.

Выборы осенью. План А

Определенные надежды претендентами на парламентские места возлагаются на то, что отсутствие позитивных перемен к осени резко поубавит количество сторонников Зеленского и вернет кое-какие симпатии к политическим старожилам. Бывший президент Порошенко даже разместил на своей странице в фейсбуке лозунг "Через год" (хотя никаких выборов через год не предвидится, так что более разумным было бы выдвижение лозунга "Через полгода"). Провал Зеленского по ряду ключевых вопросов – тарифная политика, борьба с коррупцией, достижение мира на востоке страны – станет вполне благодатной почвой для произрастания реваншистских настроений. Повторение результата 2014 года – около 22% по списку и проведение нескольких десятков депутатов по мажоритарке – позволило бы пропорошенковскому блоку сформировать самую крупную фракцию, а лидеру претендовать на премьерский портфель. Но… Данные вариант развития события не является безальтернативным.

Выборы осенью. План Б

Отсутствие скорого результата по ключевым направлениям может как подточить рейтинг шестого президента, так и укрепить оный. Без поддержки парламента или значительной его части глава государства не сможет производить кадровые назначения, и, следовательно, его функция сведется к подписанию или ветированию законодательных актов. При грамотной и агрессивной агитационно-пропагандисткой политике основную часть ответственности за отсутствие скорого ожидаемого электоратом результата вполне можно переложить на правящий кабинет и парламент, внушив избирателю идею о необходимости максимальной концентрации усилий для окончательного выдавливания из властных структур политических мастодонтов.

В этом случае силы реванша, лишенные возможности мобилизации своего электората с помощью единоразовых социальных выплат и активизации административного ресурса, могут значительно потерять в весе. Рейтинг бывшего президента за несколько месяцев до президентских выборов колебался в диапазоне от 6 до 8 процентов, что максимально объективно иллюстрирует уровень реальной поддержке политика. А рейтинг политической силы, как правило, на несколько пунктов ниже персонального рейтинга лидера, и вот уже преодоление проходного барьера становится проблематичным.

Распорошивание запорошенковских сил также в обязательном порядке будет происходить за счет похода в парламентарии отдельной колонной премьера Гройсмана и Ко, а также вполне вероятного ухода в автономное плаванье УДАРа, который вполне способен увести значительную часть электората БПП. Укрепление мажоритарщиками также представляется совершенно необязательным, так как депутат-самоход формально ничем не обязан той или иной партии и вполне может при формировании фракций примкнуть к чему-нибудь провластному, руководствуясь одним из доминирующих в современном политикуме принципом "вовремя предать – это не предать, а предвидеть".

Приблизительно такая же участь может постичь и "Батькивщину" с Юлией Тимошенко, скорее всего, окончательно упустившей свой шанс на лидирующие позиции в отечественной политике после провала на президентских выборах.

Таким образом, в осеннем парламенте может сформироваться вполне забавная конфигурация из пропрезидентской фракции, "Оппозиционной платформы" и чего-нибудь еще, не столько массового, чтобы на нем акцентировать особое внимание.

Подобную парламентско-президентскую республику при желании можно было бы качнуть массовыми волнениями под лозунгом борьбы с чем-нибудь прокремлевским (рукой, колонной, щупальцами и тому подобное). Но без поддержки стратегических партнеров любые массовые собрания лишены сколь-нибудь радужных перспектив. А стратегические партнеры против президента Зеленского пока ровным счетом ничего не имеют.

С возможными вариантами развития событий парламентариям предстоит определиться на ближайшем заседании 14 мая. Попробуем спрогнозировать, что законотворец, по большей части руководствующийся принципом Скарлетт О'Хара "я не буду думать об этом сегодня, я подумаю об этом завтра", предпочтет выборы осенние. Ведь мандат уже есть – греет сердце в нагрудном кармане, и надавить не зеленую кнопку за добровольный отказ от столь важного и полезного документа депутатский палец не поднимется.

Екатерина Павловская