Сбитые летчики-2016

2773


Несмотря на отсутствие сколь-нибудь заметных подвижек в реализации программных политических установок, декларируемых управленческим классом, 2016 год имеет все шансы войти в новейшую историю страны как год кадровой революции или большой кадровой зачистки – зависит от того, кто каким терминологическим аппаратом привык пользоваться.

Тектонические сдвиги, произошедшие в политической литосфере в уходящем году, можно сравнить с событиями начала 2014-го. Остальные два года прошли в формализации так называемой перезагрузки власти и созерцании полученных результатов.

Главное политическое поражение года

Стремительное падение популярности главы первых двух реформаторских правительств Арсения Яценюка, крайне неосторожно собственными же руками навесившего на себя просто убийственные для рейтинга ярлыки «кулявлоб» и «камикадзе», создало ситуацию, которой старшие товарищи по коалиции просто не могли не воспользоваться. (Примеров, когда усидчивым середнякам удавалось выпиливать «демонов революции», в истории политической борьбы более чем достаточно.)

Отставка Яценюка стала главным политическим провалом года. С треском и громким грохотанием по спускопроводу. Провал именно политический, потому что критика за отсутствие результатов реформ и экономического роста к пришедшему на смену под лозунгом «Я вам покажу, что такое управление государством» премьеру Гройсману имеет не меньшее (если не большее) отношение, что указывает на второстепенность двух данных факторов при вынесении кадрового приговора. Сдача премьерского поста продемонстрировала не только крайне слабую жизнеспособность политического проекта под названием «Народный фронт», но и повышенный уровень гибкости такой формы государственного правления, как парламентско-президентская республика. (Если читать слева направо, то главным является вроде бы парламент. А если справа налево, то как бы президент.)

 

Генпрокурор, который многое успел

Отставка номер два – переход на заслуженный отдых генерального прокурора Виктора Шокина – максимально органично вписывается в общую концепцию кадровой революции. Требования об увольнении Виктора Николаевича едва ли не с момента его назначения стали звучать столь настойчиво, что под конец его генпрокурорства начало складываться впечатление, будто его главной миссией было подготовить место для настоящего решительного реформатора в прокурорском кресле.

Но и собственный след в истории эпохи великих реформ Виктор Шокин оставил четко отпечатавшийся. Это при нем изловили «бриллиантовых прокуроров». Это при нем сочли, что поимка оных была произведена с нарушениями процессуальных норм. Это он инициировал задержание нардепа от РПОЛа Мосийчука по обвинению в коррупции прямо в здании Рады чуть ли не в прямом эфире. Это при нем у Мосийчука истек срок задержания, и он преспокойно вернулся к творческой деятельности. И это на него покушались с помощью «пробивающего» сквозь стены тепловизора…

 

Саакашвили и все, все, все

Отставку Михеила Саакашвили с поста одесского губернатора можно считать окончанием эксперимента по пересадке грузинского опыта на местные политические черноземы. Опыт не прижился. Наивысшим достижением похода Саакашвили во власть оказался выход из оной с громыханием всеми дверьми и осыпанием штукатурки.

Постепенно – кто раньше, кто позже – не у дел остались и прочие представители грузинской политической диаспоры.

Первым в отставку запросился министр здравоохранения Александр Квиташвили еще в сентябре 2015-го (фактически он покинул пост после отставки Кабмина).

В марте был уволен с поста заместителя генпрокурора Давид Сакварелидзе – активный участник разоблачения (по иной версии, псевдоразоблачения) «бриллиантовых прокуроров».

В мае Министерство внутренних дел распрощалось с Экой Згуладзе, занимавшей пост первого зама главы МВД. И если бы не Айварас Абрамавичус, встретивший коллегу-отставника на бульваре Сен-Жермен в Париже, вряд ли массовая аудитория имела бы хоть малейшее представление о ее дальнейшей судьбе.

В ноябре с поста главы Нацпола была уволена Хатия Деканоидзе.

Еще раньше вместе с кабинетом Яценюка властные коридоры покинули Наталья Яресько и Абрамавичус.

2016-й стал годом закрытия проекта «иностранный специалист».

***

Отставка Яценюка и Шокина плюс выдворение «варягов» завершили в три этапа процесс построения постреволюционной конфигурации власти. Вишней на торте могла бы стать отставка Арсена Авакова с поста главы МВД, которую ему предрекают представители околоэкспертного сообщества без малого уже три года. Но не исключено, что бонапартистские устремления, приписываемые последнему, равно как и возможность использования силовой структуры в качестве персонального политического ресурса с целью дальнейшего продвижения по карьерной лестнице, весьма преувеличены.

Среди прочих увольнений-назначений можно отметить отказ Зураба Аласании возглавлять национальную телекомпанию и разжалование Надежды Савченко из делегатов в ПАСЕ. Случай номер один, скорее всего, подводит черту под разговорами о создании так называемого общественного телевидения. Случай номер два можно считать окончанием очередного этапа обкатки механизмов трансформации героев в антигероев, имеющих неплохие перспективы для внедрения в политическую практику. Но при всем уважении к вышеозначенным персонажам оба эпизода хоть и попали в итоговые сводки, но вряд ли относятся к сюжетообразующим.

Дмитрий Михайлов