Самый несчастный народ Европы

4991

Вместо эпиграфа

«Счастье просто

бывает разного роста…»

(Эдуард Асадов)

Пришла беда, откуда не ждали. Граждане украинского государства оказались на последнем месте в рейтинге стран Европы по уровню счастья. Результаты тематических исследований опубликовал Global Happiness Levels 2021.

Организаторы исследований предприняли попытку вывести некие объективные показатели такого сугубо субъективного понятия как счастье, нашедшую свое числовое отражение в техническом понятии «коэффициент счастья».

Всего ученые проанализировали 149 стран (то есть, не только европейские) за период с 2018 по 2020 год. Были задействованы такие показатели, как здоровье и богатство, ВВП на душу населения и средняя ожидаемая продолжительность жизни.

Европа оказалась гораздо счастливее всего мира в целом. Европейский коэффициент - 6,4 (самая счастливая страна в Европе, Финляндия, набрала 7,8).

Общемировой коэффициент – 5,5.

Коэффициент счастья в Украине - 4,9.

Любопытно, что на верхушке рейтинга – северные страны: Финляндия, Дания, Исландия, Швеция, Норвегия (между ними пристроились Швейцария и Нидерланды). То есть температура воздуха за окном не особо влияет на уровень счастья, которое у многих граждан ассоциируется с пальмами, пляжем, лазурным морем и сверкающим солнцем.

Украина расположилась на 110 месте между Алжиром и Ираком (в последнем время от времени ведутся активные боевые действия и совершаются теракты со значительным количеством жертв).

Сопоставляя выведенные группой ученых числа, сторонний наблюдатель понимает, что все если и не совсем плохо, то как-то не хорошо.

Основывать исследование уровня счастья только лишь на материальном благополучии – конечно же, методологически не верно. Как в свое время говаривал Козьма Прутков: «Не завидуй богатству: французский мудрец однажды остроумно заметил, что сетующий господин в позлащенном портшезе нередко носим веселыми носильщиками». Очевидно, что второй, в данном конкретном случае, несмотря на меньший уровень материального обеспечения гораздо счастливее первого.

В наиболее благополучных с точки зрения жизненных стандартов и общественного богатства странах уровень самоубийств зачастую в разы выше, чем в государствах, где люди пребывают на грани выживания. Возникает вопрос: что ж им не живется, если они такие богатые?

Тем не менее, было бы не совсем справедливо сбрасывать со счетов материальную составляющую, позиционируя граждан в виде романтических одуванчиков, чье настроение зависит только от солнца и ветра.

Попробуем привести пару-тройку примеров.

На днях прекратил существование Черноморский судостроительный завод в Николаеве. Если предположить, что счастье достигается не только в процессе потребления, но и сложной, созидательной работы, то наверняка вышеизложенный факт не прибавил счастья судостроителям.

В аналогичной ситуации оказались харьковские авиастроители. В дирекции ХГАПП сообщили о неспособности предприятия производить летательные аппараты. Для сотен рабочих и инженеров это означает нечто вроде обострения осознания собственной беспомощности и ненужности, что является одним из мощнейших факторов разрушения счастливой картины мира.

За последние семь лет в стране практически исчезло автомобилестроение. Если в 2013 году общий объем продукции составлял более 50-ти тысяч единиц, то в 2020-м – 4,2 тыс. Добавило это счастья автомобилестроителям? Не факт.

Это лишь несколько частных эпизодов точечного сокращения общего объема счастья.

Попробуем предположить, что медленный, но уверенный рост коммунальных тарифов держит основную массу граждан в постоянном нервном напряжении, отчасти страхе, не исключено, что в отчаянии. А тревога и счастье – вещи мало совместимые.

Уровень счастья чрезвычайно снижает отсутствие того, что в старой системе агитпропа называлось «уверенностью в завтрашнем дне». Не зря высокая степень безнадежности ситуации нередко называют сленговым словом «бесперспективняк».

Практически все социологические опросы показывают, что от одной трети до двух третей граждан желают уехать из страны. Значительный разброс данных может быть обусловлен конфигурацией задаваемых вопросов и задачами, которые ставили перед собой исследователи. Но в любом случае доля не верящих в благополучную жизнь в данной стране – чрезвычайно велика.

Возникает закономерный вопрос: есть ли свет в конце тоннеля? Вне всякого сомнения. Еще два года назад, в 2019-м, Украина на лестнице мирового счастья занимала 133-ю ступень (4,33) между Чадом и Эфиопией. Движение вверх есть. А это означает, что ничто не может помешать людям быть счастливыми: ни кризисы, ни пандемии, ни катаклизмы. Или как говаривала одна из героинь «Одесских рассказов» Исаака Бабеля: «Счастье-то каждому подай. Испеки да подай».

Дмитрий Михайлов