Самый нехудший президент Украины
Народная примета. Если политики и аналитики зачастили в прошлое, значит в стране глубокий политический кризис.
Тем не менее рейтинги персонажей, уже ушедших в историю, тоже не лишены и любопытства и некоторой практической пользы в качестве иллюстраций современных представлений о добре и зле. Можно припомнить, какая острая схватка разгорелась в 2008 году за звание самого великого украинца, когда условный украинец Ярослав Мудрый опередил условного украинца Николая Амосова.
На прошлой неделе социологическое агентство «Рейтинг» предложило респондентам назвать лучшего президента Украины.
По факту победил «никто», так как 24% участников опроса не смогли определиться с выбором. Некоторые наблюдатели высказали предположение, что логичнее было бы определять не самого лучшего, а самого худшего. Но это, возможно, было бы обидно для персонажей, указанных в голосовалке.
Места по персоналиям распределились следующим образом:
- 1. Леонид Кучма – 20%,
- 2. Владимир Зеленский – 16%,
- 3. Леонид Кравчук – 13%,
- 4. Петр Порошенко – 12%,
- 5. Виктор Янукович – 9%,
- 6. Виктор Ющенко – 6%.
Результат получился крайне показательным.
Лидерство Кучмы, Зеленского (если его еще позиционировать как несистемного политика) и Кравчука стоит рассматривать в качестве самой негативной оценки всему политическому классу последних 15-ти лет.
Попробуем разобраться, почему Леонид Кучма – первый, а Петр Порошенко, «лидер мирового масштаба», как его называют фоловеры, уступает даже Леониду Кравчуку.
Леонид Кучма
О Кучме нередко можно услышать, что именно он является отцом олигархической системы (суждение частное, но вполне распространённое). Это должно характеризовать его деятельность крайне негативно. Президентство Кучмы пришлось на не менее кризисные, нежели нынешние, времена (первый срок начался во времена расцвета лихих 90-х).
Но на первое место второго президента вывело частичное оправдание изначальных ожиданий. Уровень жизни в финале президентской карьеры Кучмы был значительно ниже, чем нынешний, но в разы выше, чем в начале кучмовского десятилетия. (Примерно по этой же логике рождаемость в первые послевоенные годы при крайней степени нищеты в разы превышала нынешнюю. В первом случае доминировали позитивные ожидания, во втором – их уровень минимален).
Попробуем предположить, что отдавшие предпочтение Кучме, руководствовались именно воспоминаниями о том, как жизнь от состояния "очень плохая" постепенно продвигалась к состоянию "более-менее".
Владимир Зеленский
Полный провал политического класса последних 15-ти лет делает закономерным не только победу человека не из системы на выборах, но и его высокое место в общеисторическом рейтинге (во всяком случае, пока).
О чем не узнали бы украинцы без Зеленского
Леонид Кравчук
Основная ассоциация в массовом сознании с президентством Кравчука – тачка-кравчучка. Дать свое имя хоть чему-то – это уже признак исторического признания (буденовка, мазепинка, жириновка, хрущевка, потемкинские деревни, толстовка и так далее).
Но третье место достопочтенного Леонида Макаровича скорее обусловлено отсутствием иных сколь-нибудь достойных кандидатов на «бронзовую медаль».
Петр Порошенко
Отсутствие в тройке лидеров, условно говоря, майданных президентов Порошенко и Ющенко, позиционировавших себя в качестве революционеров и реформаторов ,можно рассматривать в качестве крайне низких оценок всему майданному политическому кластеру (в дополнение можно вспомнить политический провал таких лидеров майданов, как Тимошенко, Яценюк, Тягнибок, Луценко, Турчинов и так далее).
Петр Порошенко аккумулировал вокруг себя специфическую часть электората, сформировавшуюся за годы его правления: недостаточно радикальную, чтобы присоединиться к крайне правым политическим проектам, и одновременно отрицающую либерально-буржуазные ценности, присущие для западных демократий. Это 8%, голосовавших за возглавляемую Порошенко партию и 3-4%, которые отошли к провалившемуся, судя по данным соцопросов, проекту «Голос».
Но общие негативные представления о президентстве Порошенко настолько устойчивые, что он уступил даже Леониду Кравчуку, не сумевшему досидеть президентский срок до конца.
Виктор Янукович
С юридической точки зрения, Януковича как лишенного звания президента могли и не включать в опрос, но из исторической песни слов не выкинешь.
Если бы не появление неподконтрольных территорий, жители которых в прежние времена на выборах поддерживали Виктора Януковича, последний вполне мог бы потеснить Петра Порошенко на третьей позиции. Большинство социально-экономических показателей в конце пятого президентства (в 2018-м) оказались не выше показателей на конец президентства четвертого (2013 год). Пятилетка реформ с математической точки зрения оказалась не более чем топтанием на месте. Отсюда, собственно, и соседство пятого и четвертого президентов не только историческое, но и рейтинговое.
Виктор Ющенко
Объективно годы правления Ющенко были не самыми худшими, а первая часть – до конца 2008-го – может быть вообще отнесена к годам наибольшего благополучия и относительно уверенного развития.
Но.
Ожидания, связанные с революционной сменой власти, были гораздо выше продемонстрированных результатов. Близкие чувства испытывают молодожены, пригласившие на свадьбу все село и обнаружившие в подарочных конвертах сумму, едва покрывающую половину праздничных расходов. Такое забывается не скоро.
***
Более объективным был бы замер, произведенный после окончаний срока правления шестого президента. Исходя из результатов работы президентской команды (перманентный кадровый кризис, наметившийся экономический упадок, углубление проблем в социальной сфере) первая строка рейтинга вряд ли достижима, а вторая может быть утеряна. Хотя, если действующему главе государства удастся отбыть срок без более глубоких социально-экономических провалов и гиперреформаторских потрясений, то за счет высокого уровня недоверия к трем предшественникам место не пьедестале почета, возможно, удастся сохранить.