Рябошапка, Гончарук, Скалецкая: кого уволят раньше

1663

Вместо эпиграфа.

"Надень шапку… И сними Рябошапку".

(Из выступления "95-го квартала")

Сопоставление извечных вопросов интеллигенции с объективной реальностью позволяет сформулировать вполне простой алгоритм решения практически любых проблем, хотя бы на симптоматическом уровне: "На знаешь, что делать, найди того, кто виноват".

Возможно, не в столь стройной конфигурации, но идея неотвратимости разнообразных видов ответственности все еще прочно сидит в электоральном сознании. Не зря же лозунг "Весна приде – саджати будемо" пользовался безоговорочной популярностью среди широкого круга избирателей.

С посадками – и это стало уже научно доказанным фактом - не получилось. Возможно, исправление кадровой политики могло бы примирить представления среднестатистического гражданина о справедливости с окружающей действительностью.

Среди главных претендентов на "выкинштейш" (слово сленговое, не обидное) разномастные эксперты называют министра здравоохранения Зоряну Скалецкую, генерального прокурора Роману Рябошапку и премьер-министра Алексея Гончарука.

Скалецкая в скафандре

Министерство здравоохранения подвергалось достаточно жесткой критике за продолжение курса предыдущего руководителя ведомства Ульяны Супрун по реформированию отрасли.

Реперные точки отношения к преобразованиям в сфере здравоохранения достаточно четко расставил в пору своего кандидатства действующий президент на знаменитых дебатах в формате "стадион, так стадион":

"Если лекарств качественных нет, если доступных цен на лекарства нет, если нормальных условий в больницах нет, если нормальных зарплат у врачей нет, какая это на фиг реформа?"

Ни по одному из вышеперечисленных пунктов изменений в лучшую сторону не произошло и в результате реализации второго этапа преобразований не предвидится. В качестве наиболее реального результата пока называются сокращение подразделений вторичной медицины в районных больницах. Для посещения профильных специалистов пациентам придется отправляться в соседние населенные пункты на расстояния до 50-100 километров, что как раз самым оптимальным образом вписывается в президентскую формулировку "Какая это на фиг реформа?"

Знаменитая новосаржанская битва против коронавируса еще значительнее пошатнула позиции главы Минздрава. Не помогли даже заявления о самоотверженном погружении министра в самое коронавирусное пекло. Фотоснимки министра в "скафандре" рядом с врачами, защищенными лишь масками, скорее породили всплески злого сарказма среди комментаторов, нежели уверенность в том, что ситуация под контролем.

Тем не менее, возможность того, что жертвенным "цапом відбувайлом" изберут именно Скалецкую, пока небольшая. Вероятность распространения коронаивруса из Новых Санжар, где на карантин определены здоровые люди – крайне невелика. А следовательно, результатом скандала, потрясшего воображение людей со стандартным набором нравственно-этических ценностей, может стать победный рапорт о чудесном спасении страны от смертельной угрозы персональными усилиями главы Минздрава (в качестве исторической параллели можно использовать рассказы пятого президента о том, как он лично выносил раненных из горячих точек Евромайдана).

Дом, который построил Рябошапка

Внезапно проявленное пристальное внимание к французской усадьбе стоимостью в несколько сотен тысяч евро, принадлежащей семье действующего генерального прокурора Романа Рябошапки, параллельно вынесло в зону общественной дискуссии вопрос об отставке последнего в обозримой перспективе.

Почему персона, семья которой обосновалась в иностранном государстве (даже при условии абсолютной законности приобретения активов и имущества), а дети имеют право на иностранное гражданство, крайне негативно воспринимается в общественном сознании на руководящей госдолжности? Потому что в современных условиях социально-экономического кризиса и нравственно-этической разрухи вряд ли кого-то удастся убедить в том, что истинные интересы данного гослица лежат здесь, а не там.

Знатоки кинематографической и литературной классики могут привести в качестве примера реплику капитана Жеглова, адресованную трусоватому сотруднику МУРа Петюне Соловьеву: "Ты не про долг свой думал, а про домик в Жаворонках с коровой да с кабанчиком…"

К данному всплеску интереса к персоне генерального вполне можно добавить практическое отсутствие подвижек по самым резонансным делам – убийства во время Евромайдана, "Дело свинарчуков" и прочие антикоррупционные разоблачения.

Но.

Позиции генпрокурора пока оказываются более крепкими, чем может показаться стороннему наблюдателю.

В частности, глава Комитета Верховной Рады по правоохранительной деятельности Денис Монастырский от "Слуги народа" прогнозирует пребывание Рябошапки на трудовом посту как минимум до июня, пока не завершится некая реформа, состоящая в переаттестации прокурорских работников на местах.

Важность этой работы в партии считают настолько важной, что, по версии Монастырского, она войдет в историю как "реформа Рябошапки". Иными словами, двигать реформатора такого масштаба никак нельзя.

Гончаруку нашли замену?

Обсуждение отставки Алексея Гончарука с премьерского поста в электронных медиа ведется уже на уровне презентации потенциальных кандидатов.

Среди прочих упоминаются Валерий Хорошковский, Сергей Тигипко, Арсен Аваков

По версии анонимных источников, вопрос стремительного ухода Гончарука якобы решен на 99%. Хотя обсуждаемые кандидатуры преемников показывают, что вряд ли.

Хорошковский и Тигипко – занимали вице-премьерские должности в кабинете Азарова, а, следовательно, их назначение станет не более чем удобным поводом для разгона протестных настроений со слоганами недопущения реванша (а по уровню возбуждения обывательских страхов "реванш" заметно превосходит даже ужасный коронавирус).

Арсен Аваков однозначно достиг персональной вершины карьерного роста и скорее все усилия направляет на то, чтобы удержаться на ней как можно подольше. (С этой точки зрения отставка Гончарука может быть для него крайне малоприятной, так как с премьером принято сносить и весь кабинет. А найдется ли портфель для Авакова в новом кабмине – далеко не факт).

Недавний совершенно провальный отчет Гончарука, не сумевший сформулировать ничего более внятного, кроме едва ли не дословного пересказа тезисов предшествующего премьера Гройсмана, можно одновременно рассматривать и в качестве победы премьера (сколь это ни парадоксально). Имеющийся годичный иммунитет премьера был только дополнительно укреплен, так как у провластной партии не возникло ровным счетом никаких претензий, а недоуменное возмущение разношерстной оппозиции пока не имеет более ощутимых последствий кроме образования волнообразных колебаний в воздушном пространстве.

К тому же следует иметь в виду: грядет лето – пора подножного корма и временной передышки от тарифного прессинга. А в таких благодатных условиях может просуществовать абсолютно любое правительство. Главное - не делать резких движений, чтобы предостеречь себя от крупных социально-экономических обвалов до ближайших выборов. А там как Бог даст. Избиратель добрый и не злопамятный. Авось вывезет.

Дмитрий Михайлов