Рождество 25-го или 7-го. Религиозный ликбез

1778

Если еще каких-то лет 6-7 назад пользователи сети спорили до расплавившейся клавиатуры, как правильно – Сандра Балок или Сандра Булок, то ныне темы усложнились, приобрели поистине гражданское звучание. Дед Мороз или Санта-Клаус? Снегурочка или олени? Паски или куличи?

Дровишек в топку общественно-политического дискурса подбросил руководитель Православной церкви Украины Епифаний, выступивший с рассуждениями о праздновании православными Рождества 25 декабря, а не 7 января, как это ныне практикуется на территории украинского государства.

Далее цитата:

"Если церковь увидит, что большинство православных христиан в Украине готовы воспринять это, хотят праздновать именно по новому стилю, тогда не возникнет никаких проблем".

Тема хоть и не новая, всплывающая в информационном пространстве время от времени, но всякий раз вызывающая нешуточные схватки между сторонниками старины и реформаторами.

Но так как религиозная карта украинского государства довольно непростая, то без ставшего на наших страницах уже традиционного ликбеза не обойтись.

Все ли православные отмечают Рождество 7-го января?

25 декабря у нас принято называть "католическим Рождеством", что является не на сто процентов корректным.

25 декабря отмечают Рождество и ряд православных церквей – Константинопольская, Элладская, Болгарская…

На территории украинского государства существует три крупные религиозные организации, относящие себя к православной традиции:

Украинская православная церковь (10 393 приходов и 219 монастырей),

Украинская православная церковь Киевского патриархата (2 781 приход и 22 монастыря),

Православная церковь Украины (около 7 000 приходов и 77 монастырей).

(Данные по количеству приходов могут отличаться в разных источниках, так как переходы религиозных общин из одной церкви в иную носят перманентный характер).

Плюс еще есть религиозная организация, сочетающая в себе элементы и католичества, и православия – Украинская греко-католическая церковь.

И все эти организации отмечают Рождество 7 января. Вернее они отмечают его как все 25-го (так как Христос, согласно легендам, родился до Нового года, а не после), но по иному календарю – юлианскому, который отличается от принятого светскими властями календаря григорианского.

Эта схема крайне сложна для понимания носителями гуманитарного сознания. Тогда просто придется поверить на слово.

Кто такой Епифаний и для кого имеют значения его заявления?

Митрополит Епифаний является главой лишь одной из православных религиозных организаций, действующих на территории украинского государства. А именно, Православной церкви Украины.

Его заявления имеют рекомендательный или обязательный характер лишь для священников и прихожан данной религиозной организации. Для всех прочих – исключительно характер информативный.

Если ПЦУ примет решение перейти на григорианский или новоюлианский календарь и начнет отмечать Рождество 25 декабря, это не будет означать, что на территории Украины Рождество перенесли на новую дату. Это будет означать, что одна религиозная организация изменила свои внутренние правила.

Например, для православных верующих такого региона, как Харьковская область, очень мало что изменится. По данным ПЦУ, на территории региона эта организация имеет 23 прихода. Для сравнения Харьковская и Богодуховская епархия УПЦ насчитывает 313 храмов и 3 монастыря. Греко-католическая церковь имеет в области 6 парафий. Это совершенно иные религиозные организации, к которой ни митрополит Епифаний, ни его заявления не имеют отношения.

Еще меньшее отношение заявления главы ПЦУ имеют к лицам, принадлежащим к нехристианским конфессиям. На территории украинского государства действует более 50-ти конфессий, пользующихся, согласно Конституции, абсолютно равными правами вне зависимости от количества верующих, которые они объединяют.

Для лиц же, не исповедующих никакие религии, что еще в недалеком ХХ столетии, так сказать, в "век космонавтики", считалось широко распространенным явлением, и ориентирующимся лишь на цвет календарной даты, все еще более просто. Чем больше красных дат – тем лучше. Поэтому добавление к выходным дням 25 декабря (такой указ подписал еще пятый президент Порошенко в 2017 году) воспринимается положительно. А вот если из календаря праздничных дат исчезнет 7 января – это следует отнести к явлениям строго отрицательным.

И это вовсе не потому, что население не желает трудиться. А потому, что для ударного капиталистического труда необходим хороший и продолжительный отдых.

Екатерина Павловская