Рабочие места от Шмыгаля: миф или реальность

1690

Основное правила современного чиновника – в любой непонятной ситуации создавай программу.

Кабмин 13 мая утвердил программу создания рабочих мест. Об этом во время часа вопросов к правительству в Верховной Раде сообщил премьер-министр Денис Шмыгаль.

Как говорится, дело важное, дело нужное. Особенно если принять во внимание наличие глубокого кризиса на рынке труда, ставшего следствием карантинных мероприятий, введенных с целью предотвращения распространения нового коронавируса.

В чем корень зла?

Только количество официально зарегистрированных безработных с начала карантинных мероприятий увеличилось примерно на 300 тысяч человек и составляет около 600 тысяч.

(Для сравнения, в начале мая 2019 года в центрах занятости числилось 308,3 тысячи безработных).

Параллельно количество предлагаемых вакансий сократилось на 60%. Спрос на специфический товар «рабочая сила» упал более чем в два раза.

Официальная статистика – это лишь часть истории отечественной безработицы во время карантина.

По данным Торгово-промышленной палаты, количество безработных за время карантина выросло на 1-1,3 млн человек и составляет 2,5-2,8 миллионов человек.

Могло быть и хуже

Правда, никогда не бывает настолько плохо, чтобы не могло быть еще хуже. По данным президента Всеукраинской ассоциации компаний по международному трудоустройству Василия Воскобойника, которые он обнародовал в эфире 112-го канала, за время карантина из Европы на территорию украинского государства вернулось 10-15% украинцев. А по данным Министерства социальной политики, за рубежом трудились 3,2 миллиона заробитчан.

Например, издание НВ со ссылкой на компанию, которая специализируется на трудоустройстве иностранцев в Польше, сообщало, что в Польше перед началом эпидемии работали 1,2−1,5 млн граждан Украины. С начала пандемии вернулись до 175 тысяч человек.

Ситуация выглядела бы гораздо драматичнее, если бы вернулись все.

Правда, Кабмин дает несколько иные показатели по возвращенцам - 2 миллиона. А это не 10-15%, а все 60. Но подобные расхождения следует отнести на счет проблем формирования статистической информации, которая зачастую осуществляется на глазок.

Откуда возьмутся 500 тысяч рабочих мест?

Согласно программе правительства Шмыгаля, в стране планируется создание 500 тысяч рабочих мест. На первый взгляд, планы выглядят более реалистичными, нежели программа Ющенко по созданию 1 миллиона рабочих мест или программа Гончарука по созданию 5 миллионов рабочих мест.

Но и полмиллиона – это примерно 5% общего количества взрослого населения  допенсионного возраста.

На данный момент правительство предложило два пункта программы создания рабочих мест.

  • создать “много временных рабочих мест” с зарплатой в 6 000 - 8 000 грн.;
  • создать 170 000 рабочих мест в дорожном строительстве со средним окладом в 16 500 грн.

Первый пункт совершенно не актуален для потенциального наемного работника, так как в стране и без того изрядное количество рабочих мест с заработными платами 6 000 гривен. Однако такие рабочие места практически не пользуются спросом. Наращивать производство товара, не пользующегося спросом с точки зрения рыночной экономики – бесперспективно.

Возможно, что в обозримом будущем экономический кризис достигнет такой глубины, что наемные работники будут согласны работать за мизерные зарплаты. Но выносить это на уровень правительственной программы было бы некорректным.

Создание пары сотен тысяч рабочих мест выглядит попыткой исполнения «старых песен о главном» с аллюзиями в сторону «нового курса» президента Рузвельта.

Но подобные проекты не реализуются на уровне общих деклараций. Для того чтобы построить мост, недостаточно декларации намерений. Нужны проект, смета, технология, указание сроков строительства и так далее.

Какие конкретно дороги и мосты собрался строить премьер-министр? Нет ответа.

Какое количество средств из бюджетов всех уровней будет выделено на строительство дорог и мостов? Нет ответа.

Откуда возьмутся необходимые средства, если в государственном бюджете образовалась прореха величиной в 300 миллиардов гривен? Деньги даст МВФ? Нет. Найдутся инвесторы? Но кто стоит в очереди из инвесторов? Снова нет ответа.

С такими стартовыми позициями даже собачью будку, нередко приводимую в пример как некий индикатор организационных усилий, вряд ли удастся построить. Ведь строитель знает заранее, где взять доски, где взять гвозди, и где разместить будущую конструкцию.

Миссия выполнима

И тем не менее создание 500 тысяч рабочих мест – задача не столь уж неразрешимая. Решение может быть достигнуто, например, за счет пересказа результатов деятельности третьих лиц. Этот метод давно опробован и широко использовался еще в не столь отдаленные времена. Например, пятый президент практически никакого отношения не имел к открытию ряда производственных предприятий, но «230 заводов» заняли достаточно прочное место в его предвыборной отчетности перед электоральными массами. Органы власти имеют крайне отдаленное отношение к производству зерновых, но пафосные рапорты о рекордных урожаях еще со времен соцреализма стали доброй управленческой традицией.

Парадокс сложившейся ситуации состоит в том, что чем глубже кризис на рынке труда, тем проще реализация правительственной программы.

Если за исходные данные взять информацию Торгово-промышленной палаты – рост безработицы на 1-1,3 миллиона человек – то совершенно очевидно, что по мере либерализации карантинных ограничений хотя бы половина этих граждан сможет вернуться к своей работе. А это примерно 500 тысяч, заявленные правительством. Так что даже делать ничего не придется. Все может разрешиться в рамках старорежимного принципа «прошла весна, настало лето – спасибо партии за это».

Членам Кабмина, собственно, останется лишь продержаться на своих постах до того момента, когда задекларированные сказки (зачеркнуто) перспективные планы станут былью. Что при нынешней кадровой чехарде тоже требует хоть каких-то усилий.

Екатерина Павловская