Приблизят ли парижские договоренности мир в Украине?
В пятницу, 2.10., в Елисейском дворце в Париже, в резиденции президента Французской республики, прошли переговоры по урегулированию конфликта на Востоке Украины.
По их результатам в украинских СМИ появилось свыше 500 интерпретаций – от «победы» до «все пропало». Ко времени написания этой статьи спектр этих оценок проявился полностью.
Те, кто понимает «победу» в войне как военное поражение вооруженных формирований, противостоящих официальному Киеву, вправе оценить результат парижских переговоров, как катастрофу для Порошенко. Те же, кто считает успехом прекращение более-менее крупных боевых действий, отвод от «линии фронта» крупнокалиберного вооружения – получили основания для сдержанного оптимизма в отношении будущего мира.
Чем на самом деле важны переговоры в Париже?
Они позволяют понять «кухню» процессов вокруг войны на Востоке. А значит, с высокой долей вероятности - спрогнозировать дальнейшие события.
Главным источником информации о парижских переговорах для этой статьи стали официальные заявления президента Франции и канцлера Германии, содержание которых отличается от озвученного в Украине.
8.10. МИД Украины опубликовал документ под названием «Главные итоги Парижского саммита». В нем отражено то, что ведомство Климкина в настоящий момент называет основными условиями проведения выборов на неподконтрольных территориях: «участие всех представителей региона в выборах, полноценное участие всех украинских политических партий, беспрепятственную деятельность СМИ». Вот еще один пункт этого документа: «амнистия может быть введена только после проведения выборов и при соблюдении всех юридических процедур в соответствии с действующим законодательством Украины».
Примем во внимание как то, что этот документ Климкина отражает «хотелки» официального Киева, так и то, что это интерпретация Парижа, которую Порошенко и его люди пытаются преподнести на родине. Реальные же результаты – провальные для Порошенко.
Первая. Олланд несколько раз в официальных заявлениях подчеркнул, что для проведения выборов на неподконтрольных Киеву территориях Верховная Рада должна будет «принять отдельный закон». Формально этого не отрицают и в Киеве: Луценко 7.10. заявил, что эти «закон надо принимать, а выборы после него могут пройти в апреле 2016-го».
Но в словах Олланда есть существенная деталь: «будущий закон о выборах должен быть проработан в трехсторонней контактной группе».
Вторая. Олланд подчеркнул, что должна состояться «амнистия для избирателей, она должна быть задействована в сам день выборов, а всем кандидатам должен быть предоставлен иммунитет на весь период выборов».
В этих двух позициях – вся суть проблем для Порошенко.
Будущий закон о выборах на неподконтрольных территориях
Как известно, среди пунктов соглашений, подписанных в Минске еще 1.09.2014-го, есть «инклюзивный диалог» Киева и Донбасса. Он остался на бумаге. Власть в плане диалога с непризнанными республиками не делала ничего.
В результате выборов, если они действительно состоятся, ситуация меняется. Коренным образом – ведь Порошенко утрачивает любые аргументы для Олланд и Меркель, почему он не разговаривает с теми, кто демократически выиграл выборы на неподконтрольных ему территориях.
Олланд «прижал» Порошенко в Париже в отношении спецзакона о выборах в Донбассе. Слова президента Франции о том, что «будущий закон о выборах должен быть проработан в трехсторонней контактной группе» – это четкая постановка вопроса. Предполагаю, что французы сами разработают законопроект, а потом привлекут к формальному обсуждению и Киев, и Москву, и Донецк, и Луганск. А уже на финальной стадии Верховная Рада Украины примет этот текст.
Будущая амнистия
Климкин, выступая 5.10. в программе Андрея Куликова «Свобода слова» на телеканале ICTV, сказал: «проводить выборы в отдельных районах Донецкой и Луганской областей нужно только после проведения амнистии членов незаконных вооруженных формирований согласно украинскому законодательству и доказательству их непричастности к совершению преступлений».
Проведение выборов после амнистии – на самом деле не итог парижского саммита, а «хотелка» Киева.
На самом деле Олланд заявил о двух типах неприкосновенности для жителей неподконтрольных Киеву территорий. Первый - амнистия для избирателей в сам день выборов. Второй – иммунитет всем кандидатам на весь период выборов.
Кстати, Климкин, выступая в парламенте 7.10, подтвердил, что «идея временного иммунитета для участников выборов на оккупированной части Донбасса принадлежит французской стороне и не исключает процесса амнистии». По его словам, «иммунитеты от уголовного преследования не освобождают от полномасштабной амнистии».
Но очевидно, что Олланд и Климкин принципиально по разному понимают права будущих избирателей неподконтрольных Киеву территорий и тех, за кого они проголосуют.
Согласно Олланду амнистия для избирателей, которая должна быть задействована в сам день выборов, нужна для того, чтобы люди просто элементарно не боялись голосовать. А вот иммунитет для кандидатов в депутаты – это их неприкосновенность, непреследование по любому закону Украины – как минимум на период избирательной кампании.
Но Олланд ничего не сказал о периоде после нее. Возможно, для президента Франции кажется очевидным, что избранных таким трудом, через войну и дипломатию, депутатов и после выборов преследовать не будут? Или решение этого вопроса он отложил на другой саммит?
Еще один вопрос. По какому закону Украины будет осуществляться амнистия? Внимательно прочитав все, что публично говорили в Париже Меркель и Олланд, со всей определенностью могу сказать, что они по этому поводу промолчали.
Киев свою позицию заявил. Елисеев, заместитель главы администрации президента, бывший посол Украины при ЕС, сказал 5.10.: «амнистия донбасских сепаратистов будет проходить по закону 1996 года. Никакого нового законодательства Украина принимать не собирается». Это мнение повторил 8.10. и Леонид Кучма, экс-президент Украины, представитель нашей страны на минских переговорах.
Климкин 5.10. сказал о юридической процедуре: «амнистия - не политический, а правовой процесс. Если хочешь, чтобы тебя амнистировали, то пишешь заявление, идешь в прокуратуру - украинскую прокуратуру, которая работает по украинским законам. После расследования дело должен рассмотреть суд - и это должен быть украинский суд, который работает по украинским законам».
На самом деле иммунитет, о котором говорит Олланд, и амнистия в смысле, в котором это слово применяет Климкин – две разные вещи. Ведь когда президент Франции говорит об иммунитете для всех кандидатов на весь период выборов» - то речь идет именно о политическом, а не о юридическом решении.
Мне совершенно очевидно, что ссылка Елисеева на украинское законодательство об амнистии 1996 года – переговорная позиция, которую Киев не удержит. Ибо есть и более «свежее» законодательство.
При непосредственном участии французских и немецких переговорщиков принимались два других закона об амнистии.
31.01.2014 Виктор Янукович подписал закон «Об устранении негативных последствий и недопущения преследования и наказания по поводу событий, которые имели место во время проведения мирных собраний». Цей закон авторства представника президента у Верховній Раді Юрія Мірошниченка передбачає, однак, звільнення демонстрантами державних будівель.Он предусматривал амнистию участников уже к тому времени далеко не мирных акций протеста и освобождение захваченных демонстрантами государственных зданий в Киеве, чего, понятное дело, никто не собирался делать.
Во-вторых, и.о. президента Турчинов 21.02.2014 года подписал принятый парламентом закон под названием «О недопущении преследования и наказания лиц по поводу событий, которые имели место во время проведения мирных собраний, и признание такими, что утратили действие, некоторых законов Украины». Им и от уголовной, и от административной (выделено автором) ответственности освобождались «лица, которые были участниками массовых акций протеста, начавшиеся 21 ноября 2013 года».
Этот закон не только амнистировал людей, которые возглавляли областные советы во Львове, Тернополе и в Луцке, которые объявили о неподчинении власти в Киеве. Он освободил от уголовной ответственности лиц, убивших в столице Украины минимум 16 сотрудников МВД, и поджигавших «мирным коктейлем Молотова» других правоохранителей.
Закон, подписанный Турчиновым, потрясающе страшен еще и тем, что он, впервые в украинском праве вводит институт коллективной амнистии.
Ведь логика применения освобождения от наказания во всем мире одинакова – сначала следствие, затем - суд, который выносит приговор. И только после этого – амнистия. Но Турчинов подписал документ, в котором говорится: «неприбытие в судебное заседание лиц, которые были уведомлены о месте и времени рассмотрения вопроса, не препятствует проведению судебного заседания». А 26.03. 2014-го Генпрокуратура направила всем прокурорам письмо, которым потребовала освободить и реабилитировать всех членов массовых протестов «евромайдана». Без решения судов.
И к бабке не ходи, но когда дело дойдет до деталей иммунитета по Олланду или амнистии по Климкину, Порошенко припомнят закон об амнистии от Турчинова. Спросят, если тогда амнистировали скопом, то почему сейчас не могут?
Луценко, лидер БПП, заявил 6.10., что закон о выборах на неподконтрольных Киеву территориях «должен быть принят до конца 2015 года». Нехитрая игра Банковой понятна: затянуть с этим принятием, «пропетлять» местные выборы и проголосовать его под новогоднюю «елочку».
Но для ответа на вопрос «приблизят ли парижские договоренности мир в Украине?», вынесенный в заголовок этой статьи, следует рассмотреть
Контекст политической ситуации в Украине
Константин Григоришин, олигарх, близкий к Порошенко, в интервью «Украинской правде» 1.10., сказал, с моей точки зрения, самую страшную вещь о политической элите, ныне правящей Украиной: «горизонт событий – не больше месяца».
Я хорошо знал Григоришина и могу сказать, что он довольно точно разбирается в событиях и в людях.
Если Олланд в Париже «прижал» Порошенко, то он продолжит свой нажим.
Требование амнистии, т.е. безопасности для избирателей и иммунитета для кандидатов в депутаты, будет реализовано, что бы не решил по этому поводу Киев. Детали мне, конечно, неизвестны, но представляется, что разговор в Париже был простой и доходчивый: либо иммунитет для тех, кто будет избираться на неподконтрольных Киеву территориях, – либо деньги ЕС для Украины. Или их отсутствие.
Что мешает Олланду применять эти же аргументы и в дальнейшем?
Амнистия – это серьезное оружие. Поэтому я еще во время «евромайдана» писал, что против ее проведения, ибо амнистия всегда, в любой стране провоцирует безнаказанность радикалов, независимо от их флагов. Эти люди неминуемо приходят к выводу: если государство один раз «списало» все преступления, то оно простит и другие.
Вот пример. Дмитрий Ярош, лидер «Правого сектора», его заявление от 17.07. после вооруженной стычки в Мукачево о его соратниках, убивших милиционеров в закарпатском городке: «почему бы государству не сделать, прецеденты уже были, амнистию этих людей?»
Что касается других «условий» для проведения выборов в местностях, неконтролируемых Киевом, то среди них называют возвращение в регион украинских СМИ, участие в выборах партий, зарегистрированных Минюстом Украины, формирование избиркомов украинским ЦИК, право на голосование для миллиона переселенцев. В отношении этих пунктов слова Олланда, Меркель, Порошенко и его людей в принципе совпадают.
Но я не вижу, что это даст.
26.06. еженедельник «Зеркало недели» опубликовал утечку информации о работе в Киеве Виктории Нуланд, высокопоставленного дипломата из Государственного департамента США. Вот что написали (прошу извинить за длинную цитату): «впервые о реальности проведения местной кампании на неконтролируемых Киевом территориях (но под его эгидой) заговорили в середине мая. Нуланд во время встреч с нашими политиками рекомендовала охватить грядущими местными выборами мятежные территории. Как рассказал участник одной из встреч, на упрек о нереалистичности подобного сценария высокая американская гостья с улыбкой ответила: "Ищите сильные фигуры, способные выиграть там кампанию…"
На самом деле, если бы Порошенко хотел бы иди этим путем, он двигался бы по нему сразу же после своей инаугурации в мае 2014-го. Но в августе, уже при нем, Украина получила эскалацию войны на Востоке.
Мнение Нуланд, переданное в «Зеркале недели», подтверждают многие мои собеседники, иностранные дипломаты.
Но нынешняя власть не занималась поиском фигур, способных выиграть выборы на неподконтрольных территориях. Многие украинские СМИ дискредитировали себя использованием языка вражды в отношении живущих там людей – обзывая их «сепарами» и «ватниками». И многие партии в повседневной риторике используют против неподконтрольного Донбасса исключительно милитаристскую риторику.
Провал прозападных политических сил на выборах, которые обсуждались в Париже - насколько очевидно, что не требует доказательств. Но гораздо опаснее то, что, если верить Григоришину, горизонт планирования событий для Порошенко – исключительно месяц. Ведь если это так, то Порошенко не отдает себе отчет в том, что случится через два месяца, в декабре, когда парламент будет голосовать спецзаконы по Донбассу.
Есть факт, что Олланд «дожал» Порошенко по закону о спецвыборах на Донбассе, амнистии и иммунитету. Есть предположение о том, что президент Франции приложит не меньше усилий для того, чтобы добиться от Порошенко принятия всех необходимых для выборов законов. Это дает нам ответ ровно на половину задачки, какой будет украинская политика к Новому году.
Но есть и ее вторая половина.
Вспомним, каким всплеском радикализма обернулось в целом не очень значимое внесение изменений в Конституцию Украины - со ссылкой на особенности самоуправления в Донецкой и Луганской областях. Граната, три трупа, десятки раненых.
Учтем при этом посттравматический синдром многих украинских политиков и военных. Все они неизбежно будут ставить себе вопросы, за что они проливали кровь, за что погибли близкие к ним люди. И находить неприятные для Порошенко ответы.
Мой прогноз таков. Парижские договоренности, возможно, откроют путь к миру на Востоке Украины. Но этот мир станет прологом войны правых радикалов и Порошенко. Но кого зацепит эта война? И нельзя исключить, что политическое примирение двух воюющих частей Украины будет сопровождаться таким всплеском политического террора, которого наша страна пока, к счастью, не знала.