Праздничная декоммунизация. Разоблачение магии
В условиях стремительного научно-технического регресса и социально-экономического упадка актуальность декоммунизации значительно повышается.
Особую ценность процедуре придает ее уникальное свойство быть применимой абсолютно к любым сферам и ситуациям (в Харькове, к примеру, энтузиасты предлагали декоммунизировать улицы Пугачева и Сусанина, что существенно переворачивало представления о содержательном наполнении предшествующих исторических эпох).
Очередной декоммунизаторский камень, запущенный в омут общественного сознания директором института нацпамяти Въятровичем в последнем интервью, вызвал (что уже стало некоей традицией) достаточно бурный всплеск эмоций в среде представителей экспертного сообщества. Если кто еще не в курсе, на острие общественной дискуссии был вынесен вопрос о декоммунизации праздничного календаря, в частности, изъятия из оного 8 марта, 1 и 9 мая. Дело не новое и уже даже опробованное на переносе Дня защитника Отечества с 23 февраля на иную дату. Поэтому под воздействием магического слова легким движением руки Международный женский день превращается… В принципе, неважно во что. По версии замглавы Центральной избирательной комиссии Андрея Магеры (стоит оценить широту интересов ответственного работника), следует учредить День матери и День отца, что, по сути, представляется тем же продуктом птицеводства, только в боковой проекции.
Но знакомые с не лишенным занимательности сериалом «Тайны великих магов. По ту сторону фокусов» знают, что разоблачение магии бывает столь же незамысловатым.
Распиливающий ассистентку факир вызывает состояние шока и трепета у зрителя лишь в том случае, если зритель уверен, что женщина в ящике. Но весь шарм с чародейства спадает, если предположить, что ящик пуст.
Вопрос отнюдь не в том, где ставить запятую во фразе «отменять нельзя оставить». А в истинной мотивации перелицовки всего и вся.
В отличие от «23 февраля» ставшие внезапно спорными праздники имеют к коммунистическому режиму примерно такое же отношение, как и действующий глава СНБО, который некоторую часть своей политкарьеры провел в нерушимых рядах КПСС.
Международный женский день произрастает из акции с лозунгами о равноправии женщин, состоявшейся в Нью-Йорке 8 марта 1908 года. Даже Клара Цеткин засветилась на этой теме, когда немецкая компартия пребывала еще в состоянии крайне далеком от зачаточного. ООН отмечает 8 марта с 1975 года, особенно активизировавшись в данном направлении с начала 21-го века и начав проводить тематические международные женские дни. (Если кто не в курсе, тема 8 марта 2016-го - «Планета 50-50 к 2030 году: Мы выступаем за гендерное равенство», что намекает на долгоиграющий характер проекта.) В данном случае выстрел революционного крейсера оказался – что, похоже, становится традицией – холостым.
Отцами «первомая» также стали североамериканцы энтузиасты, устроившие в 1886 году ряд митингов и демонстраций. При разгоне акции в Чикаго полиция убила шестерых человек. 1 мая официально отмечается почти в 90 государствах и в большинстве стран Евросоюза. Основная масса этих государств никогда не были ни коммунистическими, ни социалистическими.
Считать День Победы (вне зависимости от того, 8 или 9 мая он отмечается) коммунистическим праздником – это, как минимум, лишать радикально антикоммунистические государства Великобританию и Соединенные Штаты их вклада в уничтожения нацизма. То есть именно к коммунизму данный день имеет приблизительно такое же отношение, как и к окончанию Второй мировой войны – весьма приблизительное. Считать же окончание войны в Европе Днем Победы или же Днем памяти и примирения – зависит исключительно от того, кто каким образом себя позиционирует – победителем или жертвой. Ни одна из позиций не имеет официальных преимуществ. Кое-какую неопределенность может вызывать лишь термин «примирение», который не имеет смысла без предварительной констатации, кто с кем ссорился.
Несмотря на крайне жесткую позицию американо-британских союзников по вопросу послевоенной судьбы Германии, объединенные нации формально дистанцировались от установления знака равенства между нацизмом и немецким народом. Государства Антигитлеровской коалиции вели войну не против немцев, итальянцев, венгров, болгар, румын, финнов, словаков, хорватов, а против нацизма и фашизма, что закономерно порождает вопрос: кто с кем должен примиряться?
Поскольку в последнее время крайне модным стало ориентироваться на стандарты цивилизованного мира, воспользуемся примером Франции – страны, положившей два столетия своей истории на утверждение буржуазного строя.
Итак. 1 января – Новый год. 6 января – Богоявление. 2 февраля – Сретение Господне. Вроде все – в рамках. А далее начинается «коммунистический трэш». 8 марта – Международный женский день. 1 мая – Праздник труда. 8 мая – День Победы (вопреки кейтелевскому саркастическому выпаду «Как? И эти нас победили?»).
Применительно к перекройке сетки праздничного календаря декоммунизация выполняет лишь роль идеологического штампа, наличие которого избавляет инициаторов нововведения от ответов на вопросы: зачем, почему, и что, собственно, не устраивает? Объявление истинной цели – реализация политики максимального обособления от стратегического врага – снижает эмоциональный заряд на несколько порядков. Особенно если взять во внимание, что ничего принципиально иного и не предлагается.
Советский или «коммунистический» календарь праздников представлял из себя нечто следующее: день революции, день конституции, мужской праздник (не выходной), женский праздник, Пасха (негосударственный, но массово отмечался на бытовом уровне), день солидарности трудящихся, 9 мая, Новый год.
В декоммунизированном варианте новый календарь приблизительно будет выглядеть так: день революции, день конституции, мужской праздник, женский праздник, Пасха, 8 мая, Новый год.
Обе картины можно смело размещать в печатных СМИ с подписью «найдите десять отличий». Из обновленного варианта вполне символично изымается день солидарности трудящихся как не соответствующий духу дикого рынка. И, собственно, все.
Неспособность создания новых смыслов подталкивает к созданию новых форм.
Впрочем, современные политические технологии позволяют покраску фасада вполне успешно выдавать за генеральную реконструкцию.