Постой Гиперлуп, не стучите колеса
Знатоки сознательного, бессознательного и подсознательного утверждают, что мечтать – не вредно. И даже напротив: вредно не мечтать. Главное только, чтобы мечты были правильными.
Никола Тесла, братья Райт, Генри Форд и Константин Циолковский наверняка были мечтателями, и мечты у них были правильные. Они мечтали о научных открытиях, крыльях, скоростях и покорении просторов галактики. Грезы министра инфраструктуры Омеляна не отстают по масштабам от лучших мировых образцов. Он мечтает о запуске Hyperloop. Очевидно, министр инфраструктуры пропустил новостные сообщения о запуске Илоном Маском электромобиля к марсианским далям. Иначе можно было бы задуматься и над запуском чего-нибудь в космическое пространство. Но, видимо, не судьба.
Не углубляясь в детали, напомним, что словом Hyperloop Илон Маск назвал новый суперскоростной наземный вид транспорта. Предполагается, что движущийся в вакуумной трубе вагон сможет развивать сверхзвуковую скорость до 1200 километров в час. Уже в ближайшие годы Маск обещает построить Hyperloop от Лос-Анжелеса до Сан-Франциско.
По оценкам Киевского института будущего (а есть и такой), для строительства Hyperloop, например, от Киева до Одессы потребовалось бы всего 3,6 млрд долл. И при цене билетов не менее 4300 грн. в один конец проект окупится через 30 лет.
Несмотря на обещание соратников Омеляна уже в 2018 году озаботиться проведением экспертной оценки, что уже само по себе звучит амбициозно, указанные выше цифры ставят на мечтах о «гиперлупе» практически неразгибаемый знак вопроса.
Но грандиозный прорыв в развитии отечественного транспорта не преминул состояться благодаря усилиям главы государства, сообщившего о приобретении тепловозов у американской компании General Electric. Не «Гиперлуп», но тоже вещь импортная. Да и сумма сделки впечатляет – один миллиард долларов.
«Уверен в том, что это лишь первый шаг. Репутация компании General Electric очень высокая, и она приходит в те страны, где уверена, что толерантность к коррупции нулевая. Она приходит в те страны, в перспективу и развитие которых она верит. И сегодняшнее подписание нашего договора – это очень важный знак доверия к Украине и веры в ее будущее», – заявил Петр Порошенко, обрисовав контуры очередной великой победы.
Конечно же, миллионы людей ходят каждый день в магазины, не делая из самой возможности что-либо купить никакого экстраординарного события, так как времена тотального дефицита остались далеко позади и более-менее развитые граждане понимают, что в современном мире борьба идет не за товары, а за рынки сбыта. Но не исключено, что у представителей данной категории просто бедная фантазия и узкий кругозор.
А как могло бы торжественно и пафосно выглядеть возвращение из колбасного отдела супермаркета, если бы оно сопровождалось словами: «Репутация колбасной фабрики №4 очень высокая, и она продает свою колбасу только тем семьям, где толерантность к алкоголю и табакокурению нулевая. Она приходит в те семьи, в перспективу и развитие которых она верит. И сегодняшнее заключение сделки купли-продажи килограмма сосисок - это очень важный знак доверия к нашей семье и веры в ее будущее».
Такой подход мог бы в разы повысить самооценку посетителя. Ведь колбасные фабрики продают свои изделия далеко не всем, а только лучшим, тем, кто своими высокими морально-волевыми качествами доказал право на покупку.
Компания General Electric продает тепловозы в Казахстан, Монголию, Таджикистан, Азербайджан, Туркмению, Киргизию, Российскую Федерацию, то есть, везде, где есть хоть какие-то свободные места на мировом рынке, а отнюдь не в зонах с нулевой толерантностью к коррупции, особенно если учесть, что сам официальный Киев по данному показателю находится на 130-м месте – в одной группе с Гамбией и Сьерра-Леоне.
Первый контракт предусматривает поставку 30 грузовых тепловозов серии Evolution ТЭ33А. Цена вопроса – 140 млн долл., то есть 4,5 млн долл. за штуку. Из размещенных в открытом доступе новостных сообщений известно, что подобная модель распространялась в Индии по цене 2,5 млн долл. за штуку. Но Остап Бендер в таких случаях говаривал: «Вам дали гораздо более ценный мех».
Согласно договору, в этой партии доля украинских комплектующих должна составлять 10%. В эту квоту вполне могут уместиться распаковка товара и протирка его от дорожной пыли.
Сроки поставки – с октября 2018 года – по первый квартал 2019 года – как бы намекают, что управиться следует до подведения итогов всенародного волеизъявления, а то ведь совершенно не известно, что у электоральной массы на уме.
Критики проекта пытаются рассказывать нечто невнятное о том, что Украина, мол, и сама имеет мощности для производства и ремонта подвижного состава. Еще действуют Крюковский завод, Днепропетровский электровозостроительный завод и завод имени Малышева, который производит железнодорожные двигатели.
Но не зря посол США в Украине Мари Йованович прокомментировала подписание сделки словами «Это великий день». Потому что, продать, к примеру, сапожнику ботинки – это великий день для любого коммивояжера.
Конечно, тепловоз нельзя завернуть в целлофановый пакет как килограмм пенсильванского угля, перевязать ленточкой и вручить лично президенту и премьеру. Но и без столь трогательной сцены тепловозный контракт серьезно потеснил угольный в рейтинге «Сделка века».
Конечно, если бы владелец кондитерской фабрики узнал, что его менеджеры вместо того, чтобы продавать конфеты, покупают конфеты у другой кондитерской фабрики, он бы их просто уволил и нанял новых. Но страна – это не фабрика. Если в первом случае на авансцену выходит шкурный интерес, то во втором – интересы стратегического партнерства.