Порошенко за решеткой. Миф или реальность?

3276

Вместо эпиграфа.

"А в тюрьме сейчас ужин… Макароны…"

(к/ф "Джентльмены удачи", 1971 год)

Пока депутаты Верховной Рады "хватались" за кресла сессионного зала, не желая "распускаться" в рамках ранее достигнутых договоренностей с новым президентом, политические активисты совершили попытку привлечь к уголовной ответственности уходящего в историю "президента-папередника".

Вряд ли стоит говорить о некоем новом явлении в отечественной политической истории, так как страна уже становилась свидетелем не только вынесения приговоров высшим должностным лицам, но и заключения оных в исправительные учреждения.

Вынесение приговора разжалованному из президентов Виктору Януковичу, пусть и не за тотальную коррупцию и вывезенные из страны в космических пепелацах 100500 миллиардов наличными, а по ставшей за последние пять лет дежурной 111-й статье УК, наглядным образом продемонстрировало, что бывших главнокомандующих судить можно и приговаривать к немалым срокам – тоже. (Напомним, что Януковича приговорили к 13 годам заключения).

На пятого президента Петра Порошенко подано уже несколько заявлений в различные правоохранительные инстанции – Генеральную прокуратуру, Службу безопасности Украины, Главное бюро расследований –от двух персон: бывшего заместителя главы администрации президента времен Януковича Андрея Портнова и действующего депутата Нестора Шуфрича.

Госпереворот по сложной схеме

Портнов предлагает привлечь президента в отставке сразу по трем статьям уголовного кодекса, выученных всеми сколь-нибудь грамотными гражданами наизусть: 109 (насильственное изменение конституционного строя), 111 (государственная измена), а также 426 (превышение полномочий). Наиболее строгое наказание по данным статьям – до 15-ти лет лишения свободы (но, как говаривал один знаток всех тайн Фемиды, главное – не строгость, а неотвратимость наказания).

Доказать (или опровергнуть) попытку государственного переворота правоохранителям предстоит на примере организации морского похода трех плавсредств – катеров «Бердянск», «Никополь» и буксира «Яны Капу» – из Одессы в Мариуполь.

25 ноября 2018 года экипажи суден – 24 человека – были захвачены силами ВМФ РФ при попытке пересечения Керченского пролива. На территории РФ членам экипажей инкриминируется незаконное пересечение границы (по части 3 статьи 322 УК РФ), за что предусматривается наказание до 6 лет лишения свободы. Срок немалый.

За пленением моряков последовало введение военного положения, что как бы намекает на существование единого плана: специально послали суда, чтобы спровоцировать конфликт, который позволит ввести военное положение, а оно позволит отложить президентские выборы на неопределенный срок.

Логика схемы представляется безупречной лишь на первый взгляд. Прежде она вполне успешно разбивалась в дребезги о вопрос "Чей Крым?" В новых политических, и, как следствие, правовых условиях следователям предстоит решить непростую задачу доказать наличие злого умысла вместо доброго.  Перемещение судов в Мариуполь для цементирования морской обороны – это вообще на подвиг тянет и тотальную раздачу орденов (чем, собственно, и занялся бывший главнокомандующий в промежутке от второго тура до инаугурации "наступника").

Максимум, что могло бы получиться пришить нитками светлых тонов – халатность при исполнении служебных обязанностей или что-то вроде с наказанием в виде штрафа в размере энного количества необлагаемых налогом минимумов. Это, конечно, не ударило бы по карману ответчика, имеющего чрезвычайно высокие доходы, но радикальным образом испортило бы его репутацию, так как героические моряки оказались не на защите мариупольских рубежей, как планировалось, а во вражеском плену.

Очередная госизмена

Нардеп Шуфрич решил копнуть еще глубже в историю и обвинить Петра Порошенко в государственной измене (статья 111) и превышении полномочий (статья 364), так как последний, по версии нардепа, стал инициатором нарушения договоренностей о прекращении огня в июне 2014 года на территории Донецкой и Луганской областей, что привело к многотысячным человеческим жертвам.

Перспективы доведения подобного дела до вынесения обвинительного судебного приговора представляются не менее туманными. Разве что каким-то невообразимым (на сегодняшний день) образом данной историей озаботиться мировое правозащитное сообщество и начнет инициировать какой-нибудь международный трибунал по аналогии суда над Слободаном Милошевичем с посмертным признанием недоказанности вины. Но на сегодняшний день абсолютно не видно, кому бы из представителей международных институций приспичило заморачиваться таким в сущности далеким от геополитических магистралей делом.

***

Гораздо более любопытным могло бы стать расследование причастности (или опять же непричастности) пятого президента к так называемому "Делу Свинарчуков", вызвавшее кое-какой шум в период избирательной кампании и внезапно исчезнувшее из новостных лент после.

Много шума в свое время наделал оффшорный скандал, вызванный опубликованием "Панамских документов". Однако хоть сколь-нибудь логическая точка в данном деле так и не была поставлена.

В ходе президентской гонки Министерство внутренних дел распространяло информацию о нарушениях избирательного законодательства, связанного с подкупом избирателей. И доведение до конца данного дела могло бы наглядным образом продемонстрировать, что демократия в стране таки победила, а не просто сделала вид.

Но в данном случае заявители сочли более перспективным муссирование извечной темы войны и мира, а также достаточно популярной в отечественном политикуме темы узурпации власти. Вероятность вынесения обвинительного приговора, несмотря на наличие прецедента, пока представляется крайне невысокой. Впрочем, для организации тотального политического троллинга возбуждение массы уголовных дел по наиболее резонансным темам в отношении отдельно взятого персонажа может оказаться достаточно эффективным.

Екатерина Павловская