Порошенко как неудачная реинкарнация Ельцина
Не очень ошибемся, если назовем результаты второго тура не совсем ожидаемыми, даже невзирая на результаты предшествовавших голосованию социологических исследований. В исходе не сомневался даже сам претендент на второй срок, что проскальзывало в его риторике. Но представлялось, что за последние дни ему удастся максимально мобилизовать собственный электорат и переубедить колеблющихся, чтобы разрыв между первым и вторым местами был не столь скандально большим.
Но по факту Петр Порошенко своим результатом лишь подтвердил слова Зеленского, произнесенные во время дебатов: "Я – не ваш оппонент, я – ваш приговор!"
Такого колоссального отрыва между кандидатами во втором туре не было за всю историю выборов времен независимости. После подсчета почти 100% голосов – в активе Зеленского 73%, Петр Порошенко насобирал всего 24,5%. Разрыв оставляет почти 49%.
Любители исторических параллелей не устают рассказывать о том, что история повторяется дважды: первый раз в виде трагедии, второй раз в виде фарса. Иногда по несколько раз повторяется именно второй вариант, ибо как говаривал один известный драматический персонаж: «Эх, Марфуша! Нам ли быть в печали?»
После пританцовывания Петра Порошенко на сцене во время самодебатов 14 апреля некоторые сторонние наблюдатели тут же сравнили его со знаменитым политическим деятелем постсоветского периода Борисом Ельциным. Сходство пытались усугубить приписываемой обоим политикам повышенной алкогольной зависимостью. Но отечественный бывший лидер в преддебатный период успел обзавестись медицинской справкой, едва ли не полностью опровергающей расхожие домыслы.
В 1996-м Борис Николаевич стартовал примерно с такого же низкого рейтинга, как и Петр Алексеевич. У первого было что-то около 3%. На территории государства также проходили военные действия (Первая чеченская война 1994-1996 годов). На него так же возлагались значительные надежды. И он так же не оправдал и малой толики ожиданий. Страна пребывала в сложном социально-экономическом положении. Уровень жизни основной части населения был чрезвычайно низок (конечно, если ориентироваться на европейские стандарты, так как все в мире относительно). Одной из магистральных в избирательной кампании Ельцина была тема недопущения реванша – бывшему коммунисту Ельцину противостоял действующий коммунист Зюганов.
Итак, и в первом, и во втором случае перед претендентами на второй срок стояли схожие задачи: заслужить доверие народных масс, стартуя с крайне низкими рейтингами после провальных в социально-экономическом плане пятилеток.
С определенной долей условности и образности Петра Порошенко можно считать реинкарнацией Бориса Ельцина (конечно же, с поправкой на политический ветер).
Почему же у Петра Порошенко в достаточно схожих исторических условиях не получилось? Почему столь усердно агитировавший за себя кандидат потерпел не просто поражение, а самое сокрушительное поражение за всю историю президентских выборов в Украине?
Абстрагируясь от глубины обид, нанесенных национальными лидерами, попробуем обзорно остановиться на провалах непосредственно избирательной кампании претендента на второй срок.
Провал номер один
Мы уже отмечали, что, несмотря на более чем скромные стартовые позиции кандидата, его креативный штаб пошел на отсечение от общей группы поддержки целых пластов избирательного массива, выдвинув в качестве генерального лозунг «Мова, віра, армія». Корни подобной идеологической установки можно поискать еще во временах самодержавия, когда в качестве государственной идеологии использовалась триада «Православие, самодержавие, народность». Но если в условиях авторитарного режима подобные идеологические конструкции могут играть некую объединительную роль, то в сообществах более склонных к демократии они скорее стимулируют процессы раскола. Из группы поддержки пятого президента по факту были исключены прихожане Украинской православной церкви, значительная часть русскоязычного населения и пацифистски настроенные граждане.
Провал номер два
Экстренное снятие лозунга мало выправило ситуацию, так как не нашлось более привлекательного для избирателей заменителя. Призыв «Думай» (как аналоги «Включай мозг», «Не будь дураком», «Записывайся в кружок интеллектуалов») не работает со времен различных финансовых пирамид и так и не пошедшего в народ сетевого маркетинга.
Замечено, что аферисты в первую очередь апеллируют к интеллектуальным качествам человека и свои самые фантастические и нелепые предложения сопровождают репликами «Включайте мозг». Предложение Буратино закопать пять золотых на Поле чудес Кот Базилио и Лиса Алиса сопровождали фразой «Ты сам себе враг» - аналогом призыва «Думай».
Провал номер три
Значительную часть электората могла оттолкнуть попытка внедрить в массовое сознание идею, что все, кто против кандидата Порошенко, являются врагами страны, что звучало достаточно оскорбительным для 84% избирателей, отдавших свои голоса за 38 иных претендентов по итогам первого тура. У избирателей начинало формироваться устойчивое ощущение неуважения к народному выбору со стороны одного из кандидатов, что, конечно же, не расширяло группу поддержки последнего.
Апофеозом подобной практики стало появление на улицах городов и сел бордов с Петром Порошенко и Владимиром Путиным «фейс ту фейс». А попытки самого кандидата объяснить символику плаката в качестве персональной готовности противостоять вселенскому злу выглядели не очень убедительными.
Провал номер четыре
Чрезвычайно гнетущее воздействие на избирателей оказало внедрение в массы апокалиптических настроений: если не Порошенко, то агрессор нападет, территория отпадет, гривна упадет, товарная масса с полок супермаркетов пропадет, а материальное благополучие пенсионерам в виде повышения пенсий гривен на 100 больше не перепадет.
Аналогичная технология использовалась креативным штабом Бориса Ельцина, но в более обобщенном виде с помощью лозунга «Голосуй – или проиграешь». Однако без конкретизации, которая привела бы к тотальному нагнетанию истерии, данный лозунг оказался более привлекательным для избирателя.
Провал номер пять
Главе государства не удалось остановить невиданные ранее на выборах потоки чернопиарной информационной продукции, к изготовлению которой он сам, по его же заявлениям, не имел никакого отношения. Риторика, разжигающая политическую и гражданскую рознь, массовые попытки репарационного уничтожения противников действовавшего президента упали на неблагодатную почву. Построение агитационно-пропагандисткой деятельности не на формировании позитивного образа своего кандидата, а на поиске аргументов, что все соперники – еще хуже, имело диаметрально противоположный эффект. Временами у стороннего наблюдателя могло сложиться впечатление, что чем больше многочисленные сетевые и телевизионные агитаторы пытались «разоблачить» соперника, тем более укреплялся рейтинг последнего.
В последние три недели претендента на второй срок стало так много на телеэкранах страны, что набитая у телезрителей в предшествующие периоды оскомина стала чрезвычайно усугубляться.
***
В финале Петр Алексеевич так же оказался в ситуации Бориса Николаевича, когда следовало произнести вошедшую во все политические цитатники фразу "Я устал, я ухожу". Но и здесь почти бывший глава государства решил внести правки в классические каноны. Спустя несколько минут после оглашения результатов экзит-полов, Петр Порошенко сделал заявление о продолжении политической активности, приправив оное тривиальщиной в стиле "Мы проиграли сражение, но не проиграли войну", чем оставил у сторонних наблюдателей впечатление, что будет бороться за власть всегда и везде, даже если это будет борьба за кресло председателя поселкового совета.
Анализ окончания "Эпохи Петра Порошенко" и дальнейших политических перспектив Харькова и области – в наших следующих материалах.