Пороховая бочка для Украины

2365

Коммунальные тарифы за последние два года «взлетели» вдесятеро и стали основным тезисом всех без исключения украинских политиков сражающихся за народные симпатии. Это действительно больная тема для украинцев. В первую очередь потому, что обоснованность их вызывает большие сомнения, и это касается не только стоимости, но и качества предоставляемых услуг.

Что такое коммунальный тариф? Это месячная стоимость потребленной человеком услуги. Например, если верить счетам, которые приходят, скажем, за воду, то ежемесячно каждый житель Украины использует 11 кубометров водопроводной воды. Семьи, которые поставили счетчики, знают, насколько завышена эта норма. Ведь в среднем семья из трех человек потребляет порядка 4 кубов горячей и 6 кубов холодной воды. То есть в 5-6 раз меньше, чем закладывается в норму. И эти нормы не пересматриваются десятилетиями.

Нормы потребления газа, которые были пересмотрены около года назад, также все еще остаются завышенными. Даже при наличии в квартире газовой колонки среднестатистическая семья не в состоянии использовать тот объем газа, который вынуждена оплачивать в случае отсутствия прибора учета.

И каждая следующая норма, при отсутствии счетчиков, также остается завышенной. Любой городской житель знает, что практически невозможно добиться установки внутриквартирных счетчиков учета тепла. Максимум – общий на подъезд прибор учета в подвале, когда все потребленное тепло равномерно распределяется на всех жильцов. Что это означает? В первую очередь то, что даже если лично вы утеплили свое жилье, но остальные соседи этим не озаботились – сэкономить на отоплении не удастся. Точно так же, как и жителям неутепленных домов приходится переплачивать вскладчину из-за того, что скажем, угловые квартиры оказываются более холодными и требуют большего количества тепла, чем квартиры расположенные в середине дома.

Следующий момент – определение стоимости коммунальных услуг. Она, в том числе и в странах ЕС, не может превышать определенного процента от доходов населения. В случае Украины – это 15% от семейного бюджета. Однако только отопление для двухкомнатной квартиры с началом сезона будет стоить порядка 1000 грн. А ведь платить нужно еще за электроэнергию, газ, воду, водоотведение и целый ряд прочих услуг. В конечном итоге харьковчанам с октября месяца придется выделять на коммунальные платежи львиную долю своих доходов, отказывая себе в прочих необходимых покупках.

Надежды на субсидию не оправдываются, так как зачастую формальности не дают возможности ее оформить, а тем, кому удается - субсидия начисляется по высшей степени странной формуле. Начисленные субсидии выплачиваются виртуальными деньгами и, с учетом завышенных норм потребления, совсем не стимулируют к экономии ресурсов, потому как: деньги выделены, воспользоваться этими деньгами можешь, только если будешь использовать ресурсов на 30-50% больше, чем тебе необходимо. Если реализовать систему выплаты реальными деньгами, это стимулировало бы к экономии ресурсов – семья деньги по субсидии получила и далее, сколько сэкономила - может потратить на другие статьи семейного бюджета.

Стоимость газа также экономически не обоснована: себестоимость собственной добычи порядка 50-60 долларов за 1000 кубометров, что в несколько раз дешевле импортного газа, однако абонентам его продают по цене импортного. Если мы, для примера, возьмем любой другой товар украинского производства, то он будет дешевле импортного аналога в виду низкой себестоимости. Это рынок – ниже себестоимость, ниже цена, однако эту формулу упорно не хотят вводить на рынке газа, пользуясь монополией. Да и снизить налоги могли бы на импортный газ – население и так эту стоимость не может потянуть.

Конечно, коммунальные платежи должны быть такими, чтобы предприятия, которые производят эти услуги, не были бы убыточными. Однако размер коммунальных платежей не может браться с потолка: нормы предоставления услуг должны пересматриваться, как минимум раз в пять лет, установка и эксплуатация счетчиков должна быть упрощена, а стоимость единицы услуги должна быть строго экономически обоснована. И, обязательно, в случае превышения 15% общего дохода семьи должна выплачиваться субсидия реальными деньгами.

Мы гордимся своей независимостью и европейскими взглядами вот уже 25 лет. Но наши политики, будучи весьма обеспеченными людьми, давно оторвались от реальности. С одной стороны, вроде бы и нельзя осуждать людей, не знающих, сколько стоит батон хлеба, килограмм курятины или свинины, десяток яиц и литр молока, в том, что они не способны установить адекватные доходам граждан тарифы. С другой стороны – если мы говорим о людях, которых именно эти бюджетники и пенсионеры выбрали управлять страной, то они не имеют никакого права забывать о том, кто и как живет в Украине.

Огромные ежемесячные платежки, отказ правительства от государственного регулирования цен на социально значимые продукты питания, а также крайне ограниченный список доступных лекарств - ставят значительную часть украинцев буквально на грань выживания.

Допуская, что правительство действительно не знает, как и за что живут обычные украинцы, я считаю необходимым рассказать ему об этом. УКРОП принял решение собрать подписи харьковчан под требованием остановить рост коммунальных тарифов. Копия этого требования с подписями будет передана в горсовет на имя городского головы. Уверен, что харьковские депутаты согласятся с нами и проголосуют за мораторий на дальнейшее повышение коммунальных тарифов. Оригиналы же мы с коллегами из всех регионов страны передадим в Киев и будем надеяться, что нашему правительству хватит мудрости прислушаться к собственному народу, поскольку в противном случае, уже в октябре, когда украинцы получат новые счета за коммунальные услуги, а цены на продукты вновь вырастут, мы рискуем оказаться на пороховой бочке, для взрыва которой достаточно будет одной единственной провокации, и люди, так стремящиеся окончательно разрушить украинское государство, с радостью ее устроят.

Виталий Мирошников