Помогут ли «джавелины» претенденту на второй срок
Одним из самых популярных приемов формирования информационного пространства является отвлекающий маневр. Драка с участием нардепа Мустафы Найема едва не переключила внимание потребителей информационного продукта от главного события недели – поставку в Украину противотанковых ракетных комплексов Javelin, о чудодейственных свойствах которых экспертное сообщество ведет разговоры последние три-четыре года.
Новая эра наступает 2 мая – военные приступают к работе с зарубежной техникой.
Несмотря на серьезный ажиотаж вокруг приобретения ракетных комплексов на сумму 47 млн долл., некоторые скептики берутся утверждать, что изменение военной ситуации вряд ли состоится.
Во-первых, чудо-комплексов всего 37 плюс 210 выстрелов, что в разы меньше количества бронетехники вероятного противника.
Во-вторых, Украина сама является производителем противотанковых ракетных комплексов – «Стугна» и «Корсар». «Корсар» по своим тактико-техническим характеристикам близок к зарубежному аналогу. «Стугна» имеет гораздо большую дальность поражения – 5 километров против 2,5 у Javelin.
Основная разница состоит в системе управления и цене.
По данным военного эксперта Дмитрия Снегирева, стоимость Javelin – 250 тыс. долларов установка и 100 тыс. долларов ракета – в 14 раз превышает стоимость «Стугны».
Ракета, выпушенная из «Стугны«, наводится по лазерному лучу, с сопровождением цели в автоматическом режиме с пульта дистанционного управления, по телеканалу.
Javelin работает по системе «выстрелил и забыл». То есть украинская система требует более высокой подготовки кадров, что, по современным меркам, является недостатком, хотя, в принципе, наличие специалистов, способных к более сложным операциям, нежели нажимание кнопки, при некоторых обстоятельствах может считаться и плюсом.
Поставки вооружения из-за рубежа автоматически означают, что местные оружейники недополучат какие-то заказы. А это минус рабочие места, минус заработные платы, минус отчисления в бюджет, минус нагрузка на инженерные и конструкторские кадры, следовательно, и минус новые конструкторские решения.
А отечественный оборонпром в последние годы и без того далеко не в лучшей форме, о чем свидетельствует резкое сокращение заработков на мировом рынке вооружений. Если в 2016 году было экспортировано оружия на 740 млн долл., то в 2017-м уже на 600 млн долл. Но еще несколько лет назад отечественные оружейники заявляли, что экспортный потенциал отрасли находится на уровне 3 млрд долл. в год.
При таком подходе вообще недолго договориться до того, что подобная помощь со стороны стратегических партнеров чуть ли не вредна. Что, конечно же, не может соответствовать действительности даже на теоретическом уровне.
Стоимость Javelin – 47 млн долл. – даже при том скромном материальном положении, в котором находится страна, не является критической. 1,2 млрд грн. – это сумма, которую, к примеру бюджет Киева тратит на транспортных льготников в год. А овладение некоторыми зарубежными образцами техники не повредит (если только «джавелины» не будут храниться на секретном складе под замком, как ценная реликвия).
Основная ценность Javelin – имиджевая. Фактически главные зарубежные партнеры предоставили лично главе государства политическую гуманитарную помощь.
По драматическому стечению обстоятельств букет завоеваний действующего главнокомандующего за 11 месяцев до выборов оказался не пышнее пучка укропа у бабушки на несанкционированном рынке.
Социально-экономическая ситуация не то чтобы провальная, но, в принципе, бесперспективная. Об этом достаточно красноречиво свидетельствуют сообщения о подкупе избирателей в Кировоградской области за 200 гривен. Это примерно четыре «філіжанки фантастичної кави в Братиславі», которые одно время старательно рекламировал претендент на второй срок. А чтобы купить один билет в Венскую оперу, продажным избирателям пришлось бы скидываться всей территориальной громадой.
За четыре года не было реализовано ни одного инфраструктурного проекта, который можно было бы предъявить в качестве несомненного достижения. Перерезание ленточек перед тридцатиметровым участком свежего асфальта, вызывает у телезрительской аудитории скорее недоумение, чем восторг.
Военно-политический кризис на востоке остается неразрешенным, что постоянно стимулирует критиков к нехорошим воспоминаниям об обещаниях покончить с АТО за считанные часы.
В активе остаются лишь морально устаревший безвиз, несомненные выгоды от которого остались недоступными большинству населения, миротворцы и единая поместная автокефальная церковь. Причем, реализация двух последних пунктов вызывает пока больше скепсиса, чем оптимизма.
В подобной ситуации «джавелины» приобретают непреходящее значение с очень простой, но вместе с тем убедительной схемой разъяснительной работы. Кого уважают старшие партнеры? Президента. Поэтому дают «джавелины». Кто лучше всех заботится об обороноспособности? Президент. Поэтому и добился приобретения ракетных систем. И так далее, и тому подобное. Прибегая к языку образному можно заметить, что при грамотном обращении импортная техника может стать своего рода безвизом на второй срок. А сумеют ли подобное достижение оценить электоральные массы, зависит от их способности абстрагироваться от холодильников и воспарить полетом мятежной мысли подобно стремительной ракете, запущенной из высокоточной зарубежной установки.