Почему взорвались боеприпасы в Балаклее

2307

Второй раз за последние два года в Балаклее рвутся артиллерийские склады. Взрывы, произошедшие 15 ноября 2019-го, уже унесли жизни трех человек. Несколько ранены. Это помимо того, что местное население ввергнуто в состояние психологического грогги – ведь по всем приметам и законам теории вероятности снаряд дважды в одну воронку попадать не должен (во всяком случае, вероятность этого события ничтожно мала). Но, очевидно, не в наши слабо предсказуемые времена.

По официальной версии, взрывы произошли во время работ по утилизации боеприпасов.

Во время повторения чрезвычайных происшествий при схожих обстоятельствах на схожих объектах всенепременно вспоминается знаменитый парадокс Гегеля: "История учит тому, что ничему не учит". И звучит достаточно эффектно, и успокаивает мятежные сердца пилюлей фатализма: даже и не старайтесь, история все равно вас не научит, все будет как будет, доверьтесь воле провидения…

Но пытливые нет-нет, да и обеспокоятся вопросом: "Почему?"

Первая Балаклея

Почему это история ничему не учит? Один из вариантов ответа на вопрос может подсказать обращение к недавнему прошлому.

В марте 2017-го в Балаклее уже происходили взрывы снарядов на складе боеприпасов. Погибли две женщины. Повреждены 300 зданий. Очисткой территории вокруг складов саперы занимались около месяца.

Одним из ключевых наверняка должен был стать вопрос об ответственности. Поскольку, если уж на складах боеприпасов никто ни за что не отвечает, то кто и за что должен отвечать в стране в целом?

Как показывают данные из открытых источников, следствие вряд ли двинулось далее построения версий, которые не отличались фабулическим разнообразием.

Министр обороны Степан Полторак (бывший) сообщил, что основной версией причины взрывов стал теракт.

Главный военный прокурор Анатолий Матиос (тоже ушедший в политическое небытие) предположил, что пожар мог произойти в результате диверсии, совершенной с помощью беспилотника.

Министр внутренних дел Арсен Аваков (все еще на боевом посту) заявил, что считает поджог арсенала прямым актом агрессии со стороны Российской Федерации.

Но о завершении расследования широкому кругу общественности ничего неизвестно. В частности, какие должностные лица и к какой ответственности были привлечены.

Взрывы в Черниговской области

Крайне любопытно, что о более-менее вменяемых результатах расследования взрыва на армейских складах в Ичне Черниговской области в 2018 году также ничего не сообщается.

Взрывы в Винницкой области

Спустя год после взрывов на складах боеприпасов в Калиновке Винницкой области (ЧП случилось осенью 2017-го) генеральный прокурор Юрий Луценко заявлял, что к ответственности собираются привлечь десятки должностных лиц. Но не только ни о каких громких судебных процессах никто не слышал, а даже легкого звездопада с генеральских погон не произошло, никто не изъявил желания отправиться в отставку, ибо дело офицерской чести требует крайней щепетильности.

Сам Юрий Витальевич теперь сажает не преступников, а траву на знаменитых английских газонах (очевидно), так что не только за взрывы на складах, а даже за его слова уже как бы никто и не отвечает.

Взрывы в Луганской области

Ответственным за взрывы боеприпасов в Сватово Луганской области в 2015 году сделали некоего майора Александра Литвиненко, который, как оказалось в ходе следствия, не был начальником склада, а был командирован из другой части для выдачи боеприпасов, что подвигает стороннего наблюдателя к версии о попытках свалить вину на "стрелочника".

Взрывы в Лозовой

Более 10 лет назад, еще во времена президентства Виктора Ющенко по результатам взрыва на складе боеприпасов в Лозовой (также Харьковской области) к ответственности привлекли командира части Алексея Полякова и его заместителя Александра Заику. По версии следствия, они не распорядились вовремя убрать возле склада свалку, на которой начался пожар. Но в 2009 году оба осужденных были амнистированы.

Реакция харьковских губернских начальников

Недавно назначенный местным губернатором Алексей Кучер отреагировал на чрезвычайное происшествие рядом заявлений.

На данный момент проблема локализована. Лица, занимающиеся ликвидацией последствий, уверяют, что продолжения не будет. Это главное, что я хочу, чтобы услышали местные жители, - заявил Кучер, параллельно заверив местных жителей, что Балаклея больше не будет ассоциироваться со взрывами на военных складах.

В принципе, с формулировкой подобных заявлений неплохо стравлялась и Светличная – предыдущий губернатор, что она наглядно доказывала во время ЧП двухлетней давности. Более того, Светличная извещала областную общественность, что в регион по указу президента прибывают представители НАТО для проведения работ по разминированию военной базы.

Но, очевидно, что-то не то чтобы не срослось, а срослось не совсем в правильном порядке.

Как сообщал министр обороны Степан Полторак, пожар уничтожил 70% боеприпасов. По официальной информации на складах хранилось 138 тысяч тонн боеприпасов (остаток составил 42 тысячи тонн). В принципе задача утилизации решаемая. Но лишь при условии, если решение возвести в ранг некоей неотложной задачи. Ведь соблазн надеяться на авось велик как никогда. Два раза рвануло, но в третий-то уж точно не должно.

Екатерина Павловская