Почему Украина не готова к коронавирусу
В течение последних лет тридцати основными инструментами противодействия чрезвычайным ситуациям со стороны властных структур были: «авось», «а вдруг» и «может быть, само пройдет».
Мало что изменилось и на современном этапе.
Все, что госструктуры в состоянии противопоставить коронавирусной угрозе, которая, скажем пока осторожно, чтобы не сеять панику, нависла над страной слегка покачивающейся тенью, это – карантин, карантин и еще раз карантин.
Стопроцентной гарантии данная мера не дает, что демонстрирует пример Северной Кореи, считающейся самым закрытым государством в мире.
Но… Последнее заявление президента страны Зеленского как бы намекает, что ничего иного пока не предлагается.
Уточним для общего понимания, что сделано:
- с 16 марта закрыт въезд для иностранцев, кроме дипломатов и представителей некоторых зарубежных миссий;
- с 16 марта закрыто регулярное авиасообщение с иностранными государствами;
- все вернувшиеся будут подвергнуты медицинской проверке;
- людей пожилого возраста попросили сидеть дома.
Введение карантинных мероприятий более осуществляется по принципу «Все, чем можем…»
Потому что непосредственно медицинскими мерами ситуация крайне размытая и туманная, не выходящая далеко за рамки деклараций.
«Инфекционные медицинские учреждения будут полностью обеспечены экспресс-тестами для выявления признаков коронавируса», - утверждает глава государства.
Но общественности наверняка небезынтересно было бы узнать: какие именно учреждения, в каком количестве? Нет ответа.
«Выделено 100 миллионов гривен на средства индивидуальной защиты».
Какие именно средства защиты и в каком количестве будут закуплены? Нет ответа. Не говоря уже о том, что нет и не будет ответа на вопрос, почему данные средства не были закуплены ранее.
«В случае необходимости будет выделено еще 500 миллионов для приобретения медицинского оборудования интенсивной терапии».
То есть, по версии Кабинета министров, такая необходимость еще отсутствует? В медучреждениях достаточно оборудования интенсивной терапии? Где? В каком количестве? Нет ответа.
«Институтом молекулярной биологии НАН будет изготовлено 200 тысяч экспресс-тестов».
Что мешало институту уже приступить к данному виду работ? Особенно если учесть, что производство тестов – дело не только благородное, но и может приносить определенный экономический эффект. Появились сообщения о том, что в Киеве стоимость тестирования на коронавирус в частных клиниках доходит до 16 000 гривен.
А доступное бесплатное тестирование (или за вменяемую в рамках покупательной способности плату) заметно снизило бы ажиотаж. Но…
«В учреждения здравоохранения передано 10 миллионов масок».
Историки будущего, возможно, будут писать, что в эпоху коронавируса в стране на четверых человек приходилась одна маска.
10 миллионов – это много или мало? Определены ли предприятия, изготавливающие маски? Получили ли они госзаказ? Нет ответа.
«Для тестирования в регионах будут использоваться передвижные лаборатории».
Сколько? В каких регионах? Нет ответа.
«Мы провели беседу с производителями, поставщиками и аптекарями. Маски, дезинфекторы будут в достаточном количестве и по доступной цене».
Не исключено, что данные беседы не пошли впрок. В Харькове стоимость упаковки из 10 масок выросла с 60 до 150 грн. В столице пачку из 50 масок продают за 1200 грн.
Хотя, по логике вещей, производители должны нарастить производство в разы (спрос рождает предложение, если уж в стране – рыночные отношения). Этого не происходит.
«Запрещен вывоз за границу средств индивидуальной противовирусной защиты».
Что с точки зрения здравого смысла тоже граничит с абсурдом. Благоприятная конъюнктура рынка должна дать толчок развитию профильных производств, но этого тоже не происходит.
«Государство простимулирует производство средств индивидуальной защиты».
На какую сумму? В каком объеме? Нет ответа.
«Для сложных случаев подготовлено 12 000 мест в стационарах».
В каких именно стационарах?
«Проводятся переговоры с международными партнерами о предоставлении гуманитарной помощи, медицинского оборудования».
Какого именно оборудования не достает? С какими партнерами ведутся переговоры? Отсутствие данных просто ставит под сомнение информацию о переговорах.
***
По состоянию на 16 марта, в Украине подтверждено 5 случаев заболевания коронавирусом в Черновицкой и Житомирской областях. Один человек скончался.
В Черкасской, Волынской, Черновицкой, Ровенской, Киевской, Тернопольской областях 12 случаев подозрений на заболевание.
По сравнению с иными европейскими странами ситуация более чем благополучная. Но коронавирус имеет свойство к достаточно быстрому распространению.
Для понимания стоит привести некоторые цифры.
В Италии, наиболее неблагополучной стране Европы по ситуации с коронавирусом, за последние сутки зарегистрировано 368 умерших и порядка 3500 новых больных.
В Испании за воскресенье заразились около 2000 человек и 150 скончались.
Во Франции за сутки выявлено более 900 случаев заражения и 36 летальных исходов.
При этом прогнозы по распространению еще менее оптимистичны. Французские эксперты допускает, что эпидемия пойдет на спад после того, как в стране заразится 50-70% населения, что может привести к гибели по меньшей мене 700 тысяч человек.
По данным издания The New York Times со ссылкой на экспертов, в Соединенных Штатах из 327 миллионов человек населения заразиться коронавирусом могут до 214 миллионов граждан, до 1,7 миллионов человек погибнуть.
Хотя прогнозы могут быть преувеличенными. Китайские власти отрапортовали, что эпидемия пошла на спад. За последние сутки в стране с населением 1,4 млрд человек зарегистрировано 19 случаев заболевания.