Почему харьковская выпускница не поедет на Евровидение

2791

Национальный отбор на конкурс Евровидение-2019 завершился достаточно громким скандалом с политическим даже не подтекстом, а заголовком крупными буквами с неоновой подсветкой.

Политическая составляющая конкурса подтверждена официально комментарием, размещенным на сайте UA: Перший: "Ситуация, которая сложилась вокруг нацотбора в этом году, имеет признаки политизации".

Более-менее внимательно следившие за процедурой отбора могли заметить, что оказавшиеся в эпицентре скандала участники не предпринимали к этому никаких усилий, по крайней мере в публичной плоскости.

Усилиями ведущего и двух членов жюри обсуждение гастролей на территории Российской Федерации выпускницы Харьковского политеха Анны Корсун, выступающей под творческим псевдонимом MARUV, и наличие родителей на территории Крымского полуострова у сестер у Анны и Марии Опанасюк задвинули далеко на задний план творческую составляющую, которая, по логике вещей, должна быть доминирующей в конкурсе эстрадных исполнителей.

Участник жюри номер три Андрей Данилко припомнил комсомольские собрания времен соцреализма и пожаловался на легкое дежа-вю.

Сестры Опанасюк были еще более категоричны, сообщив буквально следующее: "Все говорят, что Украина направляется в Европу, а мы себя почувствовали как в 30-е годы Советского Союза, где нас принуждают отказаться от родителей…"

Малоискушенному телезрителю, во всяком случае, никогда не видевшему шоу "Окна", могло показаться, что возвращение к распространенным во времена соцреализма технологиям цензурирования и принципам соблюдения идеологической чистоты становятся элементами новой реальности.

Но посвящая часы досуга общению с телевизионным приемником, всегда следует помнить, что скандал – такой же двигатель для шоу-бизнеса, как и реклама для торговки.

По одной из достаточно широко распространенных версий, популярность Евровидения если и не стремится к нулю, то отнюдь не является зашкаливающей. Особенно на стадии национального отбора. Заставьте себя вспомнить участников конкурса в прошлом году. А в позапрошлом. А победителей в предыдущие годы. Вспоминается шведская команда АВВА, которая прославилась отнюдь не благодаря участию в конкурсе, так называемая "бородатая женщина" Кончита Вурст и Верка Сердючка, в случае с которой (которым) также не обошлось без скандала. (Фразу "Лаша Тумбай", составленной по большей степени из тарабарщины, некоторые политически озабоченные товарищи расслышали как как "Раша гудбай" и обиделись). Собственно, все.

Гораздо дольше задержатся в памяти народной имена Джамалы, попытавшейся сделать из собственного выступления некую политическую манифестацию, или Юлии Самойловой, которую организаторы Евровидения-2017 не допустили к участию в конкурсе по политическим мотивам.

Просто победа в конкурсе для MARUV гарантировала бы ей достаточно уверенную безвестность, как и десяткам иных участникам шоу. Но ее фактическое отстранение от участия в Евровидении с формулировкой "стороны не достигли соглашения при заключении контракта" переворачивает ситуацию с ног на голову. Теперь и конкурс привлек всеобщее внимание, и имя исполнительницы звучит гораздо чаще, нежели кого-то иного, вплоть до имен звезд отечественного политикума. Схема работает, что, к слову, каждый может проверить на самом себе.

Попробуйте посмотреть две кинокартины. В одной из них в благополучную жизнь героя врываются темные силы, нарушающие его мирное и беззаботное существование. Суровые солдаты, вооруженные ружьями с примкнутыми штыками, швыряют его в темницу старого замка. А чтобы у героя не было вообще никаких иллюзий, замок расположен на маленьком островке вдалеке от берега. Герою предстоит не только вырваться из застенков, но и хитроумным способом отомстить своим обидчикам.

Или. Герой встретил девушку, и они полюбили друг друга. Состоялась свадьба, на которой никто не подрался. Каждое утро герой ходил на работу, и раз в месяц приносил домой зарплату. Потом его сделали начальником отдела. Потом родились дети, и они учились на одни "пятерки". Потом все поехали в отпуск в санаторий, где обслуживание находилось на высоком уровне…

Какой фильм зритель досмотрит до конца, вряд ли стоит спрашивать. Потому что первый – это экранизация великого романа "Граф Монте-Кристо". А второй… второго вообще в природе не существует, из-за крайне низкой заинтересованности зрителей в бесконфликтном кинематографе.

Телевизионные шоу достаточно дорогие удовольствия, чтобы позволять, например, ведущему исполнять отсебятину. И даже если самодеятельность остается без непосредственных последствий, то шансов на последующие приглашения принять участие в шоу для импровизатора резко сокращаются. А чтобы он не отклонялся от сценария, в ухо ему вставляется суфлер.

О том, что некоторые участники национального отбора несколько далеки от канонов идеологической чистоты в том виде, как ее понимают представители современного управленческого класса и обслуживающих их персонал, было известно гораздо ранее того момента, как конкурсанты появились на сцене. Что, к слову, породило искреннее недоумение у некоторых зрителей, задавшихся вопросом: "А почему нельзя было провести "партособрание" до начала конкурса, чтобы под разными благовидными предлогами не допустить к участию часть потенциальных конкурсантов?". Но в таком случае возникает встречный вопрос: "А на чем же тогда конструировать шоу? На вымученных конфликтах между членами жюри, у которых расходятся мнения по поводу качества предлагаемого зрелищного продукта?"

Можно подвергать сомнению тематику конфликта (кому-то она может показаться избитой), но не саму необходимость наличия конфликтной составляющей. Даже с предстоящими выборами разгоревшийся шоу-скандал параллелится максимально удачно. Некоторые электронные медиа назвали нацотбор на конкурс Евровидение репетицией подведения итогов президентских выборов (вы можете голосовать как угодно, но на инаугурацию поедет тот, кто надо).

Да, притянуто за уши (так как большинство предвыборных технологий разработаны еще во времена оны и апробированы бессчетное количество раз). Но это в любом случае лучше, чем ничего. Ибо шоу должно быть таким, чтобы зритель испытывал максимально широкий спектр эмоций: страх, гнев, раздраженность, радость, печаль, сопереживание и так далее и тому подобное. Чтобы временами ему хотелось схватить телеящик и вышвырнуть его с 12-го этажа, а не просто тихо выключить и пойти на прогулку дышать свежим воздухом.

 

Екатерина Павловская