Победа над олигархами и недопровал вакцинации. К итогам пресс-конференции президента Зеленского

4499

Обещал победить олигархов, объяснил, почему сорвалась массовая антиковиндая вакцинация. Вторую годовщину президентства – настоящего, послеинаугурационного – Владимир Зеленский отметил традиционной пресс-конференцией.

Без изюмины не обошлось. Выбор в качестве локации производственного помещения предприятия «Антонов» призван был как бы продемонстрировать перспективы технологического прорыва в рамках намекнуть «до нас 30 лет ничего не делалось». На предприятие поступил госзаказ на три лайнера Ан-124-100 для одного из министерств, что должно было произвести вау-эффект на собравшихся. Абсолютно грамотный пиар-ход был рассчитан на слабое знание аудиторией истории данного предприятия, которое с 1932 по 1991 годы произвело более 6,3 тысячи самолетов разных конструкций, то есть в среднем, более 200 в год (но это дело прошлое).

В эпоху соцреализма о мероприятии написали бы – прошло в обстановке тесного сотрудничества и взаимопонимания. Интервьюеры, формулируя свои месседжи максимально размыто – с увертюрами и преамбулами, пытаясь запаковать в одно обращение три-четыре и более вопросов – максимально упростили задачу интервьюируемому, предоставляя ему максимальные возможности пускаться в рассуждения общетеоретического характера.

Сбой был замечен лишь однажды, когда работница одного из печатных медиа вдруг возжелала четкой конвертики: «Какие критерии будут определять, кто олигарх, а кто нет? Как СНБО определило именно 13 олигархов? Назовите их фамилии».

Неизвестные олигархи

Фамилии олигархов глава государства называть отказался без указания причин, чем как бы намекнул: борьба против олигархов будет носить тайный характер на полях невидимого фронта. В общем, информация о том, кто в стране is who для широкого круга телезрителей является излишней, ибо многие знания умножают скорби. Не исключено, что в первую очередь для распространителей знаний.

Но.

Глава государства анонсировал принятие на следующей неделе закона о деолигархизации, согласно которому олигархи будут заносится в специальный реестр, после чего они могут утратить большую часть активов, которые у них находятся за границей. Почему олигархам угрожает утрата активов, которые находятся за границей, где влияние власти администрации Зеленского или СНБО нулевое, на не на территории страны, где полномочия данных институций практически неограниченные – не совсем понятно. Но, возможно, это в целом недоступно пониманию непосвященных. Такое тоже бывает.

Преследовать попавших в реестр будут с помощью санкций во внесудебном порядке.

По версии президента, большой бизнес утратит влияние на СМИ, на политику и на чиновников. Каким образом это будет осуществлено? Запретом на вещание телеканалов, которыми владеют крупные бизнесмены? Изъятием СМИ из собственности данных представителей крупного бизнеса? Запретам представителям крупного бизнеса избираться в представительские органы власти, состоять в политических партиях, финансировать политические проекты? С какой суммы стоимости активов представитель бизнеса будет считаться крупным? Миллион долларов, два, десять, миллиард? Нет ответа. И у зрителей создалось некоторое впечатление о крайне размытости и неопределенности самого процесса деолигархизации, и как следствие чувство неуверенности в окончательном успехе.

К сбою темпа дискуссии власти и медиа привела, очевидно, привела не высокопрофессиональная постановка вопроса, который должен был бы звучать примерно так: «Считаете ли вы необходимой борьбу с олигархами?» или «Считаете ли вы, что созданная до вашего президентства олигархическая система тормозит развитие страны и есть ли шансы на исправление ситуации?»

Опытный интервьюер никогда не станет загонять чиновника в угол конкретикой, формулируя задачи таким образом, чтобы у интервьюируемого появилась возможность для демонстрации максимальных способностей к теоретизированию на общие темы.

Но это вопрос чисто технический.

Вакцинация - ОК

Парадоксально, но факт: главная тема для страны, на несколько порядков более актуальная, чем перестановки в Кабмине, обыски на коммунальных предприятиях Киева, заявлений на тему плодотворности усилий на международной арене и тому подобное – пандемия коронавируса и вакцинация.

Работница британской ВВС назвала Украину одним из аутсайдеров в Европе по вакцинации населения. Заметно набравшийся опыта в зрадо-переможных змаганнях шестой глава государства достаточно технично произвел переустановку акцентов: не при полном попустительстве, а благодаря титаническим усилиям, сделан не всего лишь миллион прививок, а целый миллион при том, что страна не является членом ЕС и НАТО, которые как бы находятся в приоритете у производителей антиковидных вакцин.

Не все так плохо. Контрактов где-то на 45-47 миллионов доз. Доз нет. Но контракты-то есть. Обратите внимание на количество. И это максимальное количество, которое можно было найти. Это победа.

Мы сделали миллион прививок, хотя мы не страна Европейского союза. (В принципе, посыл, что массовая вакцинация проводится только в странах ЕС является ложным - Израиль достиг охвата 58% населения, Сербия – 26%). Вот вам победа номер два.

Незначительным провалом можно считать реплику «Мы не являемся в приоритете стран Евросоюза с точки зрения поставок тех или иных вакцин». Данное утверждение существенно подрывает неоднократно звучавшие ранее утверждения, что Украина является стратегическим и приоритетным партнером для стран запада. У неподготовленного слушателя может возникнуть вопрос: в чем же тогда приоритетность, если именно в жизненно важном вопросе мы не являемся приоритетными? И существует ли приоритетность в принципе за рамками агитационно-пропагандистских установок? Но не факт, что значительная часть аудитории станет утомлять себя подобными сложными логическими построениями. Поэтому объяснения причин стремительных, но не максимально темпов вакцинации можно считать удовлетворительными.

Еще одна реплика является отличным пасом еще недавно главному политическому оппоненту шестого президента – президенту пятому: «У нас нет такого громкого голоса в Европейском Союзе». Предшественник как раз уверял общественность в обратном: голос является едва ли не самым громким не только в ЕС, но и во всем цивилизованном мире, поддержка – беспрецедентна, авторитет поднят на высоты доселе невиданные. Но не факт, что оппонент, к чьей риторике в последние времена скорее подходит эпитет «беззубая» (по нашему скромному мнению), воспользуется столь прекрасной, выражаясь бильярдным языком, подставкой.

Переговоры с поставщиками вакцин были настолько сложными, что следует радоваться тому, что есть. Вакцин в Украине вообще могло не быть. А они есть – и это победа номер три.

Мы сделали прививок больше, чем некоторые маленькие европейские страны (например, в Сан-Марино вакцинировано чуть более 22 тысяч граждан – и это далеко не миллион). Победа номер четыре.

Неудачи не связаны с деятельностью президентской институции или Кабмина. Палки в колеса вставляли условные «мальчиши-плохиши», которые через подконтрольные средства массовой информации распространяли данные о том, что AstraZeneca – препарат сомнительного качества. Именно поэтому AstraZeneca прекратила поставки по всему миру, а обиженный индийский поставщик прекратил отгрузку вакцины на территорию украинского государства. Как говорится, вот оно чё, Михалыч.

В свете однозначного превышения количества перемог над зрадами в вопросе массовой иммунизации немного не понятно, зачем понадобилось в экстренном порядке производить замену министра здравоохранения. Вроде, все норм, все справились. Но в современном мире поиски логики противоречат стремлению к гармонизации.

При всех успехах иммунизации (сделано более миллиона прививок – см. выше) попробуем предположить, что поставленные президентом задачи по завершению массовой вакцинации к 30-й годовщине независимости выполнены не будут. Не будут они выполнены и до конца года. Это не догма. Это наш прогноз. Можем и ошибиться.

***

Остальные вопросы (это не более чем оценочное суждение) вряд ли имели жизненно важное значение для большей части граждан страны. Ничего не было сказано ни о росте тарифов, ни о росте цен на товары первой необходимости, ни о механизмах создания новых рабочих мест, ни о перспективах роста заработных плат хотя бы до уровня наименее развитых стран ЕС.

При желании трехчасовую дискуссию без особого труда можно ужать до одного предложения: олигархи будут побеждены, в «Укрзализныце» нужно навести порядок, дороги должны быть витриной нашей страны, вертикаль президента не должна допускать хищения бюджетных средств, Германия и Франция на нашей стороне, а главная цель – страна, которая на высоте.

Общение главы государства с представителями проходило на фоне начатого более 30-ти лет назад, но так и недостроенного второго экземпляра самолета Ан-225 «Мрія», что, очевидно, должно было носить некий символический характер: построение страны мечты возможно, и оно непременно состоится, несмотря ни на что (даже если некий отдельно взятый самолет с символическим названием так и останется в полуразобранном состоянии).

Дмитрий Михайлов