Плюс и минусы гастрольной блокады
«Черные списки» российских артистов, составленные отечественным Минкультом, могут уйти в политическое небытие. Произойдет это, если в законодательном собрании дело дойдет до принятия законопроекта с номером, символизирующем всемогущество генератора случайных чисел – 6660.
Коллектив авторов, имена которых ровным счетом ничего не скажут широкой аудитории, вышел с инициативой ограничения гастрольной деятельности отечественных и некоторых зарубежных артистов, что в свете ряда концертных скандалов в Одессе, Днепре и прочих городах и весях следовало бы рассматривать, в качестве идеи, лежавшей на поверхности.
Статью 3 Закона «О гастрольных мероприятиях в Украине» предлагается дополнить целым рядом пунктов.
Во-первых, запретить «проведение гастрольных мероприятий гастролерам, которые являются гражданами или резидентами Украины на территории государства-агрессора, на временно оккупированной территории, определенной законом…»
Во-вторых, запретить «проведение гастрольных мероприятий гастролерам, которые являются гражданами или резидентами государства-агрессора, на территории Украины».
Для последних, впрочем, оставлена лазейка в виде возможности сделать письменное заявление «об осуждении оккупации территории Украины государством-агрессором по форме, которая соответствует примерной форме, установленной Кабинетом министров Украины». (Формулировки – замысловаты. Но ничто так не помогает проникнуться духом закона, как соприкосновение с буквой закона).
Установленной кабмином формы подобного заявления пока, конечно же, не существует. И таковая ряд ли будет иметь практическое применение, так как примерно со 100-процентной уверенностью прогнозировать, что количество подписантов будет, как говорят математике, стремиться к нулю.
Чтобы творческая инициатива законодателя не выглядела набором добрых пожеланий, уголовный кодекс может украсить ранее отсутствовавшая статья 304, предусматривающая самый широкий спектр санкций от штрафа в размере 150 необлагаемых налогом минимумов до лишения свободы сроком на 5 лет, в зависимости от конкретных обстоятельств дела и, очевидно, от расположения духа представителей судебной власти.
Для того, чтобы понять, насколько конструктивными выглядят представления об идеальном мироустройстве авторов законопроекта, необходимо ответить на извечный вопрос старой одесской интеллигенции: «А что мы с этого будем иметь?»
По версии законотворца, с принятием данного нормативного акта будет реализована мечта любого охотника, а именно, убийство двух зайцев одним выстрелом.
Запрет на выступление в Украине для российских актеров будет содействовать информационной безопасности. Это, во-первых. А запрет на выступления украинских гастролеров на территории РФ устанавливается для безопасности самих же членов творческих групп и предотвращения их вербовки агентами влияния. Это, во-вторых.
Данные версии выглядели вполне бы логично годах в 30-х прошлого века во времена тотальной шпиономании, но совершенно беспомощны в эпоху «после постмодернизма».
И, тем не менее, кое-какие элементы позитива при желании можноотыскать.
Плюсы
Срывы концертов некоторых исполнителей, засветившихся на гастролях в Российской Федерации, силами неустановленных лиц, которые наносили колоссальный имиджевый урон власти, утратят актуальность. Государство сможет вернуть монополию на насилие с использованием принципа «не способен противодействовать – возглавь», который уже продемонстрировал свою относительную эффективность в запутанной истории с несанкционированной блокадой отдельных районов Донецкой и Луганской областей.
Плюс огромный. Но, пожалуй, единственный.
Например, такая, видимая выгода, как значительное сокращение объемов работ по составлению «черных» и «белых» списков, что высвободит огромное количество специалистов для решения иных творческих задач, как увидим ниже, несет в себе и отрицательный заряд.
Маленькие минусы
То, что сокращение гастрольной активности снизит прибыльность концертной отрасли, а, следовательно, урежет и доходы работников, и отчисления в бюджет – факт крайне неприятный, но вряд ли способный вызвать чрезмерное заострение внимания экспертного сообщества. В условиях гибридной войны частные интересы лиц, не входящих в кластер управленческих элит, считаются ничтожными. В общем, минус, но не принимаемый в расчеты.
Обвинения со стороны критиков в возвращении в «махровый совок», установлении «нового крепостного права» и так далее без особого напряжения отбиваются с использованием универсального приема «сам дурак». Так что здесь тоже ситуация не однозначная: то ли минус, то ли просто короткое тире.
Большой минус
При формальных попытках укрепить информационную безопасность, принятие закона, сколь не парадоксально, существенным образом подорвет позиции официального Киева в информационном противостоянии. Если ныне сообщения о недопуске российских актеров на территорию Украины поступают едва ли не ежедневно, то после вступления в силу гастрольных ноу-хау этот огромный тематический блок автоматически выпадет из новостных лент. А вести информационную войну без информационных поводов – это все равно, что пытаться забивать в стену бумажные гвозди.
Точно также составление, дополнение, уточнение и расширение разнообразных запретных списков служило удобным плацдармом для проведения стремительных информационных атак. Законопроект ликвидирует данное направление тактических ударов по противнику.
***
Перспективы принятия проекта, на первый взгляд, невелики. Далеко не факт, что парламентские комитеты, увязшие в разбирательстве представлений генпрокуратуры на снятие депутатской неприкосновенности, будут отвлекаться на иные вопросы, особенно накануне такого святого дела, как летние каникулы. Как показала практика «введения» визового режима с РФ, подобными идеями не разбрасываются направо и налево, а старательно вынашивают, дают поносить другим и вбрасывают в информационное пространство небольшими порциями. Тем более, что с развитием отечественной системы различных запретов и ограничений и достижением представителями экспертного сообщества высоких рубежей профессионализма в данной сфере, тема имеет просто колоссальный дискуссионный потенциал. Особенно в условиях вялотекущего старта предвыборной президентской компании.