Плохая милиция и хорошая полиция

4054

Вместо эпиграфа. «А сегодня в завтрашний день не все могут смотреть... Вернее, смотреть могут не только лишь все, мало кто может это делать».

Праздник под названием «реформа МВД» состоится. Однако на бал поедут не все. На днях министр внутренних дел Аваков презентовал программу реформирования своего ведомства в Харькове. Ветер милицейских перемен, прошелестевший в Киеве, Одессе и Днепре, докатился до Первой столицы.

Итак, в ближайшее время силы правопорядка Харькова ждут радикальные перемены. Месяца через три в городе появится новая патрульная полиция, которая заменит уходящую в небытие госавтоинспекцию, а также будет обеспечивать правопорядок на улицах города. И это, как говорят в Одессе, будет «нечто особенное».

Если милиция карала и крышевала, то полиция будет служить и защищать. Это не я сказал. Это министр сказал.

В новую структуру попадут только люди со средним или высшим образованием, прошедшие тесты на интеллектуальное развитие, психологическую устойчивость и содержащие туловище в хорошей спортивной форме. То есть гражданам, у которых обхват талии больше обхвата бедер, в полицию путь заказан. Это тоже министр гарантировал. Порядок на улицах страны должны охранять высокообразованные красавцы и силачи.

А чтобы руки не чесались брать на лапу, платить полицейским будут значительно больше, нежели милиционерам – от 8 до 10 тысяч гривен. Ранее Эка Згуладзе оперировала несколько меньшими суммами – 6-8 тыс. грн. Но министру виднее.

В пересчете на твердую валюту получается немного. Если соединить версии министра и зама – от 250 до 415 долларов. Такую же зарплату еще года полтора назад получали сотрудники обычной, нереформированной милиции. Но на фоне сегодняшней средней зарплаты в 150 долларов денежное довольствие полиционера вроде как-то выделяется.

И, конечно же, новая патрульная полиция будет оснащаться самой новой и современной техникой.

Но! Как уже и было отмечено выше, на утренник, посвященный Дню реформатора МВД, поедут не все. Численность новой полиции в Харькове составит 800 «штыков и сабель». В Киеве – 2000. Это менее 10% личного состава. То есть фактически у нас получится две структуры, следящие за порядком: хорошая реформированная полиция и менее хорошая нереформированная милиция.

На практике, видимо, это будет выглядеть следующим образом:

- Але, это новая полиция? Мы срочно нуждаемся в обеспечении правозащиты!

- Извините, все линии новой полиции заняты. Это старая милиция. Можем предложить вам крышевание, внесудебные расправы и ущемление гражданских прав в дверном проеме.

- М-м-м… А вы не могли бы… ну, вот как этот мужчина сказал… служить и защищать?

- Нет, ну что вы? Нас же еще не реформировали…

- Ой, как жалко… Ладно, мы вам попозже позвоним…

- Да, звоните, пожалуйста… Лет через восемь…

Из исторических примеров подобной, с позволения сказать, сепарации вспоминается, пожалуй, только один – опричнина времен Иоанна Васильевича. Почему-то московскому царю-батюшке показалась позитивной идея разделения всего и вся. Все няшное, забавное и, выражаясь современным языком, высокоэффективное забрали в опричнину. А все сирое, убогое и юродивое спихнули в земщину. По итогу мнения экспертов разделились. Одни уверены, что меры были непростые, но необходимые. Другие утверждают, что кроме свинства, глупостей и кровавого террора ничего путного не вышло. Известно лишь, что когда на подконтрольные территории наехала организованная группировка рекетиров под руководством хана Девлет-Герея, большая часть личного состава элитных подразделений от участия в операции «Антидань» вообще уклонилась.

Но, к счастью, это дела давно минувших дней, и нас они не касаются.

Есть гораздо более близкие по времени примеры. Много говорится об опыте братской Грузии. Для усвоения передового опыта из Грузии даже был выписан специалист по реформированию органов внутренних дел Эка Згуладзе. Однако события в Грузии отличались крайней степенью стремительности и радикализма. Для создания патрульной службы грузинам понадобилось полгода, а не полтора. ГАИ в Грузии разогнали чуть ли не за один день. В реформаторском порыве пошли даже на то, что несколько месяцев дорожное движение вообще никто не контролировал. В течение следующих двух лет были проведены массовые увольнения сотрудников МВД, а общая численность личного состава была сокращена в несколько раз: с 70 тысяч при Шеварднадзе до 16 тысяч.

Только в 2005 году более 200 сотрудников полиции было посажено за взяточничество. Это все равно, как если бы в Украине за год привлекли к уголовной ответственности 2000-2200 сотрудников МВД (население Грузии 3,8 млн человек, Украины без Крыма - больше 42 млн.).

В 2006 году было еще больше, и только после этого число полицейских, арестованных за взятки, стало сокращаться.

Параллельно с активизацией работы кнута увеличивался размер пряника.

Заработная плата в полиции за время проведения реформ выросла в 15-40 раз. Средняя зарплата в Грузии – около 900 лари, или 400 долларов. Патрульный получает 600-1000 долл., начальники отделов и детективы – до 2000 долл. Плюс медицинская страховка, страховка на случай гибели или увечья, иногда премии, которые могут быть довольно существенными в зависимости от выслуги лет, участия в раскрытии конкретных преступлений.

И самое забавное - новые здания полиции начали строить из стекла, чтобы посетители видели, что происходит внутри помещений. То есть принцип прозрачности работы органов внутренних дел был воспринят не фигурально, а буквально.

Сможет ли Украина, где только разговоры о реформах длятся уже больше года, выдерживать подобные темпы – большой вопрос.

Кроме того, деятельность грузинских реформаторов имела и обратную сторону. За годы правления Саакашвили количество заключенных в грузинских тюрьмах увеличилось в семь с половиной раз. Сегодня Грузия по данному показателю занимает 6-е место в мире. Сразу за Руандой. Для сравнения - из развитых стран Западной Европы в первую сотню входит только Великобритания (92 место). Некоторые эксперты намекают, будто такое увеличение посадок связано с тем, что органы внутренних дел немножко превратились в репрессивный аппарат для подавления недовольных правящим режимом.

Вряд ли такие побочные эффекты обрадуют украинцев. Ну так, слава Богу, мы и не Грузия. Может, еще все и обойдется.

 

Андрей Кравченко