План Медведчука, или Юля в Гондурасе

2992

Вместо эпиграфа.

Герцог. Тут же, при всех, я объявляю, что нaзнaчaю оруженосцa Сaнчо Пaнсa губернaтором островa Бaрaтaрия, входящего в мои влaдения.

Герцогиня. Я восхищенa вaшим поступком, герцог!

Сaнчо. Вот вaм и темный невеждa! Ах, кaк жaль, что нет здесь моей жены Хуaны Тересы, онa окоченелa бы от рaдости.

(Михaил Булгaков, «Дон Кихот», пьесa по Сервaнтесу в четырех действиях, девяти кaртинaх).

 

Поиски вариантов скорейшего разрешения военно-политического кризиса в восточной части Украины двигают творческую мысль вперед семимильными шагами. Активно разрекламированный со ссылкой на источники, обладающие «собственными источниками», так называемый «План Медведчука», если и не стал самым оригинальным вариантом решения проблемного вопроса, то, как минимум, сделал уик-енд значительной части участников информационного процесса. Ключевым в изрядно потрясшей воображение экспертного сообщества истории является понятие «якобы», поскольку ни один из персонажей до сих пор так не подтвердил своего участия в реализации «Плана М».

Итак. Якобы Виктор Медведчук якобы предложил назначить руководителями отдельных районов Донецкой и Луганской областей (они же, оккупированные территории) известного бизнесмена Рината Ахметова и руководителя парламентской фракции «Оппозиционный блок» Юрия Бойко соответственно. А Президент Порошенко, чтобы не выпасть из политического процесса, якобы заинтересовался этим планом. Президент РФ Владимир Путин тут же якобы подтвердил готовность заменить Захарченко и Плотницкого. Указание перста политической судьбы именно на Ахметова и Бойко объясняется тем, что – не забываем о «якобы» - именно их кандидатуры удовлетворяют и Киев, и Кремль. В общем, как говорят шахматисты, этюдное решение. Правда, при условии, если конь сможет ходить всеми буквами алфавита, а попавшего под шах короля можно будет закрывать не только фигурами, но и ладошкой.

Минск-два: отложенная партия

Содержательная часть якобы плана Медведчука оказалась настолько неожиданной, что действующий глава военно-гражданской администрации Луганской области Георгий Тука даже не сразу понял, о чем идет речь, заявив: «Если рассматривать вопрос их назначения вместо меня и Павла Жебривского, то я категорически против».

Попытки отделаться декларативными заявлениями в стиле «Мы за мир за дружбу за улыбки милых» были истолкованы в пользу существования тайного плана.

Казалось бы, фраза «пресс-служба Рината Ахметова никогда не комментировала и не будет комментировать слухи и домыслы» должна была расставить все точки над «і», четко определив категорию сообщения о «Плане Медведчука». Но дальнейшие попытки пресс-секретаря Ахметова развернуть достаточно конкретную отповедь в политическую декларацию - «Но если вы спросите, на что готов Ринат Ахметов? Ринат Ахметов готов на все, чтобы остановить войну, чтобы прекратить страдания людей» - открыли широчайшее поле деятельности для интерпретаторов.

Неопределенный характер выступления Юрия Бойко только укрепил позиции сторонников теории заговора: «Мы ведем консультации с властями о том, чтобы помочь имплементировать Минские соглашения, прекратить конфликт и вернуть Украине неконтролируемую территорию и живущих там людей. Не только лично я, но и члены Оппозиционного блока готовы принять участие в том формате, который даст возможность выполнить эту задачу».

И первый готов на все, и второй вроде тоже не против. Какие еще нужны подтверждения?

Вишню на торт возложил нардеп от БПП Мустафа Найем, сообщивший 112-му каналу о том, что слышал, будто переговоры ведутся, и что ранее опубликованная информация на этот счет «весьма вероятна и заслуживает доверия». Выступление нардепа тут же легло в основу формулировки «У Порошенко подтвердили переговоры по назначению Ахметова и Бойко главами «ЛДНР», хотя связь между Президентом и нардепом улавливается только в том случае, если очень крепко уверовать в теорию шести рукопожатий.

Петр Алексеевич Порошенко самоустранился от озвучивания собственной позиции по данному вопросу, хотя основные тезисы его возможного заявления вполне прогнозируемы: суверенитет, четкое выполнение, безопасность, по украинским законам и «жодного особливого статусу».

Впрочем, гораздо больший интерес представляет не столько само существование «Плана М», сколько алгоритмы его реализации. Жюль Верн, к примеру, тоже имел план полета на Луну, но время доказало несостоятельность предлагаемых им механизмов достижения конечной цели.

Попытки ответить на конкретные вопросы загоняют ситуация в глухой тупик. Очевидно, что ни Ринат Ахметов, ни Юрий Бойко, не смогут прибыть в Донецк и Луганск со словами: «Петр Алексеевич с Путиным договорились, что мы будем…» Кстати, кем они, собственно, будут, тоже совершенно непонятно, хотя данный вопрос носит скорее технический характер. Но то, что по одну из линий фронта информационной войны за обоими окончательно будет закреплен статус «агентов Кремля», вряд ли вызывает сомнение. В этом смысле согласие обоих на участие в далеко неоднозначно трактуемом мероприятии вообще представляется необязательным.

Впрочем, в современном мире нет ничего незаменимого. Поэтому,

ключевой вопрос: кто возьмет на себя функции осуществлять подобные назначения? Вряд ли этим «некто» может стать президент РФ, поскольку данный акт был бы совершенно ничтожным с юридической точки зрения и не мог бы ни под каким соусом быть признан официальным Киевом. Следовательно, все бюрократические тяготы и рейтинговые лишения, связанные с формальной стороной дела, должны лечь на Президента Порошенко, от которого потребовалась бы доселе невиданная политическая воля для продавливания решения, получение дивидендов от которого представляется крайне сомнительным. Возможность преподнести появление своих уполномоченных в Донецке и Луганске в качестве настойчиво анонсируемого возвращения суверенитета Украины на Донбассе будет целиком и полностью нивелирована обвинениями в сотрудничестве с неподконтрольными территориями со стороны националистически настроенной части политического бомонда и их фолловеров.

Избрать (даже с заранее утвержденным результатом) некие компромиссные персоны в качестве руководителей отдельных районов не представляется возможным, поскольку официальный Киев категорически против выборов до фактического установления своего контроля над проблемными территориями. То есть эти самые компромиссные фигуры должны штирлицеподобным способом самостоятельно внедриться в руководящие структуры самопровозглашенных республик, занять в них руководящие посты и приступить к одновременному удовлетворению и Киева, и Кремля.

Даже если тему замены тех на этих удастся протолкнуть, продавить, пропихнуть, утрясти и утрамбовать, всплывает «извечный вопрос» интеллигенции начала XXI века: «Чтобы что?» Чтобы вести переговоры с террористическими, самопровозглашенными, фейковыми и, конечно же, так называемыми ДНР-ЛНР напрямую? Во-первых, это полностью разрушит теорию украино-российской войны. Во-вторых…  Любому участнику реализации подобного проекта и первого пункта будет достаточно, чтобы до конца дней не отмыться от зрады.

В общем, с какой стороны не подойди к «Плану М», все сыпется, отваливается, кособочится и даже, на первый взгляд, «впихуемое» не впихивается ни при каких условиях. А наряду с этим в активе отечественных теоретиков политической борьбы накопилось уже немало прекрасных предложений по назначению кого-нибудь куда-нибудь. Все еще ждет своей реализации идея назначить Олега Ляшко и Юрия Луценко Генеральным прокурором (можно даже одновременно, чтобы выдающиеся качества одного дополняли несомненные преимущества другого). Практически растаяли перспективы назначения третьего президента Ющенко – главой Национального банка, а активиста партий власти Гончаренко – министром здравоохранения. И Юлия Тимошенко так и не дождалась назначения послом в Республику Гондурас, несмотря на то, что соответствующая петиция на президентском сайте давным-давно набрала 25 тысяч голосов. Хотя развитие взаимовыгодных отношений со странами Центральной Америки из круга национальных интересов еще никто не исключал.

Дмитрий Михайлов