Пианист играет, как умеет

2926

В эпоху, когда народные кумиры слетают с виртуальных пьедесталов с ловкостью гипсовых ильичей, случайные знакомства, плохо продуманные операции на рынке недвижимости   и простое несоблюдение правил идеологической гигиены при передаче информационных сигналов вербальным способом могут привести к невосполнимым репутационным потерям.

Отсутствие жесткой самоцензуры становится решающим фактором отклонения кривой карьерного роста от точки «герои» в точку «антигерои», или, как намедни сформулировали участники шоу-коллектива «95-й квартал», от лопухов до золотого унитаза и обратно к лопухам, хотя уже и легенды о «ЗУ» давно вышли в тираж, и их авторы изрядно подразбазарили обожание почтеннейшей публики.

Прошедший понедельник 12 сентября однозначно войдет в историю информационных войн (с нетерпением дожидающихся своего Лукаса) как день тотального избиения постами и комментами лидера «Квартала» Владимира Зеленского за выступление в далеком латвийском городе Юрмале. Отложенный характер порки (само шоу состоялось где-то в конце июля) объясняется вовсе не трудностями прохождения сигнала от источника раздражения к дежурной части головного мозга, а полуторамесячной задержкой телепоказа зарубежных гастролей, ибо золотое правило «в мире происходит только то, что показали по телевизору» пока еще никто не отменял.

Одного из советников Президента Украины в выступлении творческого коллектива насторожила фраза «Фестиваль будет 4 дня знакомить вас с украинской культурой. Да, мы народ, у которого культуры хватает всего лишь на 4 дня». Но чтобы исключить любые попытки померяться днями, возьмем за аксиому тезис «культура любого народа необъятна» и поставим в данном вопросе точку.

Основной же удар по едва установившемуся хрупкому равновесию между добром и злом был нанесен шуткой (так называемой шуткой, фейковой шуткой, гибридной шуткой – нужное подчеркнуть), содержащей сравнение Украины с актрисой немецкого кино для взрослых, за что исполнители удостоились званий подонков, покыдьков, дегенератов, продажных шлюх и процеженной сквозь горькую усмешку фразы «с ними все ясно» (все речевые единицы действительно пронизаны крайне негативным оттенком, но из поста слов не выкинешь). Легендарный Владимир Шарапов, вживаясь в образ человека, попавшего под шальные удары судьбы, мог бы еще добавить: «А не было ли у тебя умысла на терракт?»  И это первейшее, что могло бы прийти на ум пребывающему в состоянии повышенной бдительности телезрителю в условиях тотальной информационной войны до последней капли серого вещества. Но при этом всегда следует помнить, что «идеологическая диверсия» нередко является идеальной маскировкой творческого кризиса, ибо амбициозному художнику гораздо проще признаться, что он съел краски, нежели в том, что он не способен родить шедевр.

А для понимания, какого типа, класса и поколения було вот то самое «мабуть, НЛО», нужно рассматривать ставшее скандальным выступление Владимира Зеленского полностью, а не на примере отдельно вырванного фрагмента.

Для тех, кто не в курсе, актер пытался изображать некоего 52-летнего Петра, который рассказывает, почему латыши должны дать Украине кредит.

Всего текст содержит с десяток шуток (плюс-минус статистическая погрешность), которые также достойны толики внимания.

Итак.

«Добрый вечер, дорогие друзья. Меня зовут Петр. Мне 52 года».

(Здесь пока все нормально. Петр – это прекрасно. 52 года – практически период расцвета для человека, с оптимизмом смотрящего в будущее).

«Уважаемые латыши, сейчас я вам расскажу, почему именно мне вы должны дать сегодня кредит».

(И вот это действительно вопрос. Почему именно латыши? Кому латыши уже дали кредит? В общем-то, мало кому. Но, возможно, юмор как раз и построен на данном несоответствии реальности сценической и повседневной).

«Я политик с большим политическим багажом. Причем, багаж такой большой, что «Эйр Балтик» я сегодня заплатил 50 евро за перевес».

(Не исключено, что здесь присутствует попытка указать на излишний вес Петра. Но, во-первых, все известные в Украине Петры не настолько объемны, чтобы на этом акцентировать внимание. А, во-вторых, классикой жанра считаются шутки о толстых в исполнении самих толстяков, о ботанах в исполнении затюканных очкариков, блондинок об интеллектуальных способностях себе подобных и так далее. Если же это намек на дороговизну перевеса багажа в «Эйр Балтик», то налицо выпадение из темы. В общем, редакторская рука уже должна потянуться в направлении к ножницам).

«Итак, немножечко о моей команде. Друзья, вы не просто так отдаете свои деньги. У меня – команда профессионалов. Бывший премьер-министр Арсений Яценюк. Суперпрофи. Классный организатор. Один из лучших кризис-менеджеров в Украине. Он смог организовать два кризиса в максимально сжатые сроки».

(Довольно незатейливая шутка, вне всякого сомнения, вдохновленная знаменитым «бестолковым словарем» Задорнова-Петросяна. Создание нечто подобного по плечу практически любому человеку с минимально развитой фантазией: нудист – нудный человек, самосвал – сам сваливает из гостей, а каннибализм – это когда кони болеют и дохнут. Когда-то это было смешно. Но сегодня требовательный редактор скорее сказал бы «нет», чем «да»).

«У нас абсолютно новый уровень экономики. Мы дошли до этого уровня, и этот уровень называется «попрошайничество». Все очень просто. Мы выпрашиваем экономические излишки рыночных экономик соседних стран. Схема обалденная. Проверена цыганами».

(Здесь цыгане серьезно могли бы обидеться в стиле Антона Семеныча Шпака: «Это роль ругательная и прошу ко мне ее не применять». Действительно, много говорится о мутных схемах и в украинской политике, и в украинской экономике, но совершенно очевидно, что вклад цыган в их реализацию ничтожно мал. То есть фраза могла оказаться в тексте, только если редактор выходил покурить).

«Тут лучше всего подойдет схема «деньги-товар-деньги». То есть вы даете нам деньги, потом товар, потом опять деньги».

(То есть автор явно изучал в советском вузе политическую экономию по Марксу. Но далеко не факт, что на долю многих зрителей выпало такое же счастье).

«Теперь что касается уровня жизни в Украине. Я нарисую график. Ось игрек – это доходы украинцев. Теперь уровень жизни (рисует каляки-маляки). Посмотрите, как динамично он у нас развивается. Стремительно растет. А, кое-что я забыл – ось икс» (рисует выше «графика» уровня жизни).

(Шутка обладает тем же недостатком, что и предыдущая. Ее поймут «не только лишь все». По большей части это будут лица, старательно изучавшие математику хотя бы в третьем классе. Но в принципе, интеллектуальный юмор имеет полное право на существование).

Далее прозвучала фраза, как ныне принято говорить, взорвавшая интернет-сообщество: «Что касается кредитования, то Украина, если честно, напоминает актрису из немецкого фильма для взрослых. То есть готова принять в любом количестве с любой стороны».

Идеологическая незрелость формулировки усугубляется высшей степенью неорганичности перехода от координатной плоскости к немецким фильмам для взрослых. Да и далеко не факт, что взгляды немцев на фильмы для взрослых совпадают со взглядами на тот же предмет участников киевского шоу-коллектива. Во всяком случае, один из наиболее знаменитых в мире кинофестивалей проходит именно в Берлине, что как бы намекает: не все однозначно.

В графу «зачет», пожалуй, можно занести попытки вытянуть финал за счет шуток, очевидно, не вошедших в другие номера (не спрашивайте, куда пойдут ваши деньги, ведь вы не спрашиваете, куда пойдет накормленный вами котик – почти по Джону Кеннеди). Во-первых, какой-никакой элемент неожиданности – налицо. А во-вторых, котики – это всегда актуально. Хотя и здесь четко просматривается зависание на стилистическом распутье между КВНом и «Кривым зеркалом». Но есть такое поверье, что гениальное рождается именно на стыке нестыкуемого.

Поскольку огня, зачастую, не бывает без дыма, бурление праведного гнева плавно перетекло в обсуждение вопроса: «Что же делать с опальным шоуменом - стращать, не пущать или аннулировать все рекламные контракты?» Некоторые пробелы в череде вариантов могла бы восполнить история знаменитой северокорейской юмористки Ли Чхун Хон, схлопотавшей за неудачные остроты полгода отработок на угольной шахте. Но выбор противоположного вектора цивилизационного развития предполагает иные варианты решения задачи. Например, парламентским решением можно временно приостановить процессы воссоздания сценического образа 52-летнего Петра и упоминания слов «кино» и «немцы» в одном предложении. Ведь если бы все те же самые шутки Зеленский и Ко заточили под выступление глубоко пьющего папы-бабника и затюканного сына, интернет-активисты до сих пор бы обсуждали тему «Кто подставил троллика Сероджера?» и в каких банках лучше всего мариновать баксы на зиму.

Андрей Кравченко