Перезагрузка в нагрузку

2012

В советской торговле, для которой нормальным состоянием был тотальный дефицит – до той поры, когда любые товары стали недоступными и пусто стало не только на полках, но и под прилавком – был популярен такой маркетинговый инструмент как нагрузка. Это когда в наборе с ходовым товаром шло все, что годами пылилось на складе и не имело торговых перспектив по причине отсутствия спроса.

25 октября, в день выборов в органы местного самоуправления, президент Петр Порошенко заявил: «Сегодня этими выборами завершается перезагрузка власти, для меня было принципиальным, чтобы после революции достоинства были проведены президентские выборы, парламентские и местные выборы».

Но Порошенко поспешил с этими словами – и дело не в том, что в ряде городов с населением больше 100 тыс. жителей на 15 ноября был назначен второй тур выборов городского председателя. Дело в том, что перезагрузка власти только начинается – именно с местных выборов, результаты которых нельзя назвать революционными.

И не потому, что избиратели на этот раз принимали решение, не ощущая давление на общество революционных настроений. А по той причине, что Украина вступила в период эволюционных изменений, которые осуществляются с разной скоростью. И отсчет идет по последнему – не имеет значения, кто первым пришел к финишу, если все остальные сошли с дистанции.

Идет смена институтов – а это много важнее и сложнее, чем замена одного министра на другого.

По большому счету, нельзя назвать революцией события февраля 2014 года, которые привели к бегству из страны Виктора Януковича. Хотя для бывшего президента, конечно, все произошедшее с ним это точно революция. Не эволюционный скачок, вот уж нет.

Впрочем, Янукович не чуждался революционных шагов: отмена через Конституционный суд парламентско-президентской формы правления, отмена выборов органов местного самоуправления в Киеве (под видом их переноса на неопределенный срок) – самая что ни на есть полномасштабная перезагрузка власти.

Возвращение выборов – это главное достижение новой власти. И то, что за полтора года Украина пережила три избирательные кампании – это большой плюс.

Но этот арифметический знак имеет полное внешнее сходство с крестом. Можно ли, в таком случае, рассуждать, что перманентный избирательный процесс последних 18 месяцев поставил на чьих-то надеждах крест – разумеется, да.

Потому что на смену революции пришла не контрреволюция, а эволюция.

Возвращаясь к словам Порошенко о завершении перезагрузки власти по всей вертикали, мы также вспомним, что в Украине взял верх эволюционный процесс. То есть, реформы, которые для красоты стиля часто называют революционными, в действительности носят признаки постепенного развития общества и государства. В повседневной жизни миллионов граждан это означает доминирование экономических пунктов повестки дня над политическими.

Короче: экономика в нашей стране не поспевает за политикой.

Отсюда и не самый хороший результат для президентской партии на местных выборах. Премьерская партия предусмотрительно от выборов отказалась. Поэтому не только минимальное количество голосов за «Народный фронт» отошло другим членам правящего большинства, но и голоса против кабинета Арсения Яценюка засчитаны как голоса против президента Петра Порошенко в том числе.

А так как украинские избиратели большую часть времени, начиная с 1991 года, прожили в условиях президентско-парламентской республики, то привыкли во всех бедах обвинять главу государства. И не имеет значения, какими полномочиями он обладает в настоящий момент – он единственный политик, который избирается всенародным голосованием, и чья партийность не является определяющим фактором при выборе кандидатуры.   

Поэтому перезагрузка власти для Порошенко только начинается. В Верховной Раде коалиция трещит по швам, в Киевском областном совете победитель выборов «Блок Петра Порошенко ‘Солидарность’» оказался вместе с «Оппозиционным блоком» и партией «Наш край» в меньшинстве – большинство сформировали «Батькивщина», «Самопомич», «Укроп», Радикальная партия и «Свобода».

Пока администрация президента раскручивала проект-сателлит «Наш край», который на местных выборах шел в нагрузку к партии власти, параллельно с этим МВД и Генеральная прокуратура раскручивали скандальные дела против представителей Радикальной партии и «Свободы», закончившиеся уголовным преследованием.

И вместо того, чтобы получить лояльных попутчиков из остатков Партии регионов, Порошенко нажил себе врагов из вчерашних союзников – ничего себе нагрузка.

Марк Артемов