Обвальный рейтинг президента, или Что не понравилось избирателю

2069

За десять дней до повторного голосования на выборах президента социологические службы нанесли ракетно-бомбовый удар (конечно же, речь идет о бомбах информационных) по креативному штабу кандидата Порошенко.

Напомним, что по итогам первого тура Владимир Зеленский набрал более 30% голосов, Петр Порошенко – почти 16%.

Спустя полторы недели претендент на президентскую булаву Владимир Зеленский не просто продолжил лидировать в гонке, а и ушел в гигантский отрыв.

Наименее утешительные для действующего главнокомандующего данные предоставила Социологическая группа "Рейтинг".

Среди тех, кто уже определился с выбором 71,4% готовы поддержать Зеленского. И лишь 28,6% - Порошенко.

Надежды на пласт неопределившихся, согласно социсследованиям, у главы государства тоже не велики, так как они составляют менее одной пятой части опрошенных.

Среди всех опрошенных соперника действующего президента поддерживают более половины:

51% - за Зеленского,

21% - за Порошенко,

18% - не определились,

10% - заявили, что не будут принимать участие в голосовании.

Известная медиа-персона Соня Кошкина сообщила о данных, полученных Центром Разумкова, которые так же крайне мало могут порадовать главу государства, желающего продолжить свое существование в статусе главы государства.

49.3 % - за Зеленского,

20.6 % - за порошенко,

20.4 % - не определились,

9.7 % - отказались отвечать.

Низкий уровень поддержки президента отчасти можно отнести на счет крайне высокого антирейтинга.

За Петра Порошенко  ни при каких условиях не будут голосовать 50,8 %. Антирейтинг Зеленского в два с половиной ниже – 20,8%.

Соцопрос – это не данные ЦВК на официальном табло. Но результаты первого тура с различными степенями погрешности социологи предсказали верно. Поэтому, если окончательные результаты будут иными, то, как минимум, возникнет сопровождаемый миной недоумения вопрос: "А чёйта?" Вряд ли вопрос прозвучит достаточно громко - ибо победителей не судят. Хотя, как добыть победу для ныне действующего, знает только Бог, который несмотря на все томосы, похоже, от оного… не то, чтобы отвернулся, а как-то стоит боком и смотрит искоса.

Наиболее неприятным для действующего главнокомандующего (в рамках выборов, конечно) может оказаться прохождение электоратом психологического барьера, за которым победа Зеленского является не просто вероятной, но и максимально возможно. (Давно подмечена особенность отечественного электората проявлять крайне низкий интерес к кандидатам, на которых навесили ярлык непроходных и стремление приобщиться к группе поддержки лидера гонки по принципу, сформулированному еще знаменитым Василием Алибабаевичем "все побежали и я побежал").

Окончательные итоги подводить еще чрезвычайно рано, но на некоторые промахи кандидата на второй срок уже можно указать с высокой долей очевидности.

Претенденту на второй срок не удалось сдержать потоки черного пиара, обрушившиеся на головы неподготовленных избирателей. (Само собой разумеется, что сам кандидат не имел никакого отношения к изготовлению и распространению продукции, призванной показать оппонентов в дурном свете).

Абсолютно провальным стал едва ли не магистральный лозунг кампании: "Кто не за Порошенко, тот вражеский агент". Примеряя на себя данную формулу, избиратель легко убеждался в ее фальшивости. Ведь он четко осознавал, что он не за Порошенко, но и и не вражеский агент. А поскольку большинство людей доверяют себе больше, чем малознакомым им посторонним людям, то они приходили к выводу, что их не только обманывают, ни и очерняют. В конечном итоге, за иных кандидатов в первом туре проголосовали 84% избирателей, а в то, что такое количество людей являются врагами или скрытыми врагами – мало кому верится. Провал данной концепции стал очевидным после того, как с улиц городов внезапно исчезли (так же, как и внезапно появились) билборды с изображением Порошенко и Путина в режиме фейс-ту-фейс. К тому же контрагитаторы мгновенно нашли ответный ход, дорисовав на одном из плакатов знак равенства.

По той же схеме не работали обвинения оппонентов в наркомании, марионеточности, интеллектуальной неразвитости и так далее, так как избиратель в основной массе – это честный, доброжелательный человек, не склонный к злопыхательству.

Серьезным провалом стало появление видеоролика, на котором оппонента главнокомандующего сбивает грузовик. Сцены насилия у значительной части людей могут не вызывать отвращения только при условии, если они привязаны к художественному вымыслу (и то значительная часть киноманов предпочитает не боевики, а мелодрамы). И совсем обратный эффект возникает, если подобные креативные приемы привязываются к конкретным, реально существующим лицам.

Вне всякого сомнения, обо всех случаях нечистоплотного ведения кампании претендент на второй срок не знал. Точно так же, как он не знал (по его же свидетельствам) о действии разнообразных коррупционных схем. Однако правило "не знание закона не освобождает от ответственности" применимо не только к законам юридическим, но и политическим.

Впрочем, пока не стоит делать однозначных выводов. До конца кампании еще 10 дней, в течение которых может произойти все, что угодно: снятие одного из кандидатов в добровольном или принудительном порядке, арест одного из кандидатов с мгновенным вынесением приговора, резкое изменение геополитической обстановки с неопределенными последствиями, исчезновение одного из кандидатов, перемена гражданства одного из кандидатов, самоустранение одного из кандидатов. Наконец, резкая перемена электоральных настроений, ведь право распоряжаться своим голосом – это по факту единственное право гражданина, которое он может реализовать на практике без сотен тысяч оговорок: сегодня хотел за Петрова, а завтра за Сидорова. И никто об этом не узнает.

Екатерина Павловская