О политическом стиле Порошенко и Яценюка

2543

В отношении грядущей зимы, после провала энергетической блокады Крыма, события последних дней внесли ясность. Холдинг ДТЭК Рината Ахметова, по словам руководителя департамента внешних коммуникаций Ирины Милютиной 9 ноября, уже загружает в вагоны антрацит из шахт, расположенных на неподконтрольных Киеву территориях. Что означает: быть нам зимой с теплом, во всяком случае, если удастся избежать новых подрывов ЛЭП.

С актуальными политическими событиями, после визита в Киев вице-президента США Байдена, - тоже на какое-то время определилось. Тандем Порошенко-Яценюк нерушим, как в старое время блок коммунистов и беспартийных. Яценюк 11 декабря озвучил семь задач на 2016 год: образовательная и медицинская реформа, новый Налоговый кодекс, приватизация, децентрализация, соглашение о ЗСТ с ЕС и безвизовый режим.

Нас испугать невозможно, но что из перечисленного опасно для всех нас, граждан Украины?

Почти все.

Министр образования Квит так много раз говорил о реформе образования, что никому, думаю, включая его самого, неясно, какие вузы останутся в Украине. Неизвестно, например, будет ли наша страна выпускать специалистов по космосу или должна ограничиться подготовкой комбайнеров, безусловно, почетной профессии, но все же отличающейся по уровню подготовки от специалистов «Хартрона» или «Южмаша».

О медицинской реформе лучше не задумываться всем, кого она лично не касается. Особенно если вспомнить, что в погоне министра Квиташвили за прозрачностью тендеров на такую услугу как гемодиализ люди по всей Украине практически весь 2015 год находились на грани смерти. По состоянию на 18 ноября в Киеве таких несчастных было 526 человек. В Харькове тоже много, судя по тому, что 31 октября около сотни больных и их родственников митинговали по поводу гемодиализа на площади Свободы.

Какой будет децентрализация, что такое это счастье, которое нас всех ожидает после вступления в силу ЗСТ с ЕС 1.01.2016-го – этого не поймем, пока не почувствуем реальность. О Налоговом кодексе, метко названном «все по 20%», за который прошлую власть просто разорвали бы, тоже помолчим, дождемся, чего нам примут, прочитаем и поймем.

Ясность с приватизацией ненужного государству Украина имущества внес Белоус, начальник Фонда госимущества, в интервью 3.12. информагентству «РБК-Украина»: «сначала на приватизацию пойдут Одесский припортовый завод, потом - облэнерго, потом - "Центрэнерго". Есть структурные маяки от МВФ - до конца июня мы должны продать объекты. "Центрэнерго" пойдет на приватизацию после облэнерго. Я рассчитываю, что это будет во втором квартале 2016 года».

Если расшифровать слова Белоуса, то это – задача, поставленная перед Яценюком Международным валютным фондом. Определены и сроки выполнения: до июня следующего года.

Яценюк не назвал среди задач его правительства на следующий год улучшение благосостояния людей. Это, можно сказать, честно с его стороны.

Последний год службы на благо Родины Порошенко и Яценюка позволяет хорошо проанализировать, как они работают.

И вот что получается.

Программа политических анонсов

Эту власть от предыдущей отличает забавное и грустное обстоятельство. Если «антинародный режим» сначала делал, а потом отчитывался, то эти сначала обещают сделать, а потом ищут причины, почему не получилось. Или даже не всегда ищут.

Я не хочу никого обижать. Но и «рукописи не горят», и обещания не испаряются - пока есть на свете люди с хорошей памятью. Начну с

Порошенко

как первого лица в нынешнем государстве.

Впервые сомнения, выражусь мягко, в адекватности его слов зародились у меня во время его выступления в парламенте 25 сентября 2014 года. Это была презентация документа под названием «Послание президента». Название документа обязывало. И Порошенко тогда сказал: «в рамках реализации Стратегии развития Украины до 2020 года предлагаю увеличить долю ВВП на душу населения в 4 раза – до $16 тыс.».

Как это понимать?

Слова лица, первого человека в государственной иерархии Украины, означали, что для поддержания названного Порошенко темпа роста ВВП Украины в течение шести лет - необходимо 14,9% годового роста ВВП! Возникал вопрос: где такими темпами, в какой стране ВВП рос? Нигде. В Китае в лучшие годы - и то на 7%.

Есть существенное обстоятельство. Речи главе государства пишут спичрайтеры, и было бы крайне необычным, если бы текст послания Порошенко к парламенту не контролировал бы и его глава администрации – Борис Ложкин. Но все же допустим, что о темпах роста ВВП в текст Порошенко вкралась ошибка. Но почему же он сам не исправил ее, непосредственно на трибуне парламента? Не пропустил эту страницу? Он не думает, что люди это слушают? Или ему все равно?

Дальше было хуже. 26 октября прошлого года Порошенко обещает ликвидировать партийные квоты при назначениях в Кабмин. Зачем он это сказал?

В начале года Порошенко, а именно 29 января, обещает тысячу гривен в день военным за участие в АТО. Он же, 29 февраля – то, что доллар будет стоить в коридоре 20-22 гривны.

Я не говорю, что глава государства отвечает за валютную политику больше, чем назначенная им глава НБУ Гонтарева. Но зачем надо было такое говорить?

Ближе к местным выборам, 18 октября, Порошенко обещает жесткую реакцию на применение админресурса. Вся страна видит фотографии его кандидатов в депутаты с назначенными Порошенко губернаторами. С Саакашвили и Москалем, например. И где жесткость в отношении админресурса?

Делаю грустный вывод: обещания для Порошенко – не просто сиюминутный, а сиюсекундный политический шаг, рассчитанный на моментальный терапевтический эффект. Мол, человек услышит, и успокоится, хоть на какое-то время. Но наступает этот момент, и ничего нет у человека, кроме горечи от услышанного обмана.

31 августа Порошенко обещает, что всех, виновных в теракте под парламентом, накажут. Опрометчивое заявление для политика, который, как он сам утверждает, не руководит судебной системой. Но как оценивать те слова Порошенко, если уже 9 ноября начинают выпускать подозреваемых в убийстве четырех нацгвардейцев?

1 ноября Порошенко анонсирует, что арест Геннадия Корбана – «первая ласточка» того, что «в Украине больше нет неприкасаемых». 6 ноября Корбана освобождают под домашний арест. Ласточка упорхнула.

То, что Порошенко не единожды поступал по принципу «прокукарекал, а там хоть и не рассветай» - наводит на грустные размышления. В первую очередь в отношении того, каким он себе представляет потребителя своих заявлений.

Нас с Вами, то есть.

Яценюк

Не единожды берет пример с Порошенко.

25 марта на заседании Кабмина подчиненные Авакова при непосредственном участии самого Яценюка разыгрывают спектакль с арестом чиновников МЧС Бочковского и Стоецкого. Премьер делает громогласное заявление для прессы, решительно обещая «продолжать бороться с казнокрадством». Борьба продолжилась тем, что руководителей МЧС тихонько освобождают из-под ареста 2 апреля.

После перестрелки «Правого сектора» и сотрудников МВД в Мукачево 11 июля Яценюк, зарабатывая очки у правой политической тусовки, 14 июля заявляет о том, что к ответственности будут привлечены… мукачевские милиционеры. Потом, естественно, забывает об этих своих словах.

17 сентября Яценюк заявляет, что «прирост ВВП на уровне стабильных 4% в течение следующих 25 лет гарантирует Украине среднюю зарплату на уровне 1960 долларов».

Наверное, и такой подсчет возможен. Но что толку, если у Яценюка нет такого роста ВВП? Расчет на то, что все запомнят сумму в 1960 долларов?

Нет. Это старая сказка о Ходже Насреддине, эмире и осле. Либо Ходжа умрет, либо эмир представится за 25 лет, либо осел копыта отбросит. А Яценюк, как всегда, думает, что он самый умный.

Система переключения внимания

«Обещай, обещай и еще раз обещай – пусть забывают, а ты еще обещай» - этот принцип используют и Порошенко, и Яценюк, и политики калибром помельче.

Саакашвили 16 октября заявил, что хочет сделать из Одессы новую Барселону. Так сделал бы сначала, а затем бы говорил!

Строительство «нью-васюков» в стиле Ильфа и Петрова – часть работы пиар-машины нынешней власти. Но только часть.

Политолог Виктор Небоженко в «Facebook» 25.09. увидел картинку работы новой власти более комплексно, чем я. Было бы невежливо в отношении него не процитировать наблюдение Небоженко: «наша верхушка действуют хитро и нагло. Они не признают за собой вины, не раскаиваются или уходят в отставку, в случае разоблачения или провалов работы. Они выжидают, когда спадет волна интереса или недовольства, параллельно пускают огромный вал лжи через интернет и СМИ, отвлекают внимание от своего позорного или преступного поведения». По мнению Виктора Сергеевича, умного человека, «если появляется информация о чудовищных финансовых злоупотреблениях.., то следует ждать от правящей группы отвлекающих общество маневров, громких отставок, открытий уголовных дел, демонстративных пиар-арестов».

Да, все оно так и происходило.

Вспомним картину политических событий середины сентября. Яценюк и Демчишин, министр энергетики, ругаются, кто из них будет назначен крайним за провал отопительного сезона. Тимошенко кошмарит Яценюка за тарифы, а Саакашвили отказывается идти во главе списка Блока Порошенко на выборах в Одесский облсовет. И вот 17 сентября разыгрывают арест Мосийчука, депутата от Радикальной партии, после чего все внимание переключено на то, какой нехороший человек Ляшко.

Если попробовать провести некую аналогию между действиями нынешней власти и кино, то происходящее похоже на американский детективный телесериал «24 часа» с Кифером Сазерлендом в главной роли. Там каждая серия кошмарит зрителя так, что он забывает, что было в предыдущей. Мне представляется, что и нас ожидает такой сериал, пока люди в нынешней власти сохранят свои должности, но не хватает воображения понять, какой в тот момент будет наша страна.

Вячеслав Пиховшек