Невеликолепная четверка, или Парламент на час

1429

Настоящий актер всегда готов к бенефису, настоящий спортсмен – к соревнованиям, настоящий политик… Здесь можно было бы написать «к защите интересов народа», но не станем искажать объективную реальность – к выборам.

Международный исследовательский центр BURI-Украина (The Belgium-Ukraine Research Institute, Бельгия) провел исследования электоральных симпатий. Это дает кое-какую пищу для размышлений по поводу того, кто:

а) имеет шансы на прохождение в Раду;

б) имеет моральное и политическое право занимать места законодательном собрании.

По версии участников социологического исследования, депутатские мандаты достаются четырем партиям:

«Слуга народа» - 27,9%;

«Оппозиционная платформа - За жизнь» - 15,8%;

«БПП-”Солидарность”» - 13,2%;

ВО «Батькивщина» - 12,4%.

Еще несколько партий застыли с занесенной над порогом сессионного зала ногой:

«Радикальная партия» - 4,9%;

«Гражданская позиция» - 4,8%;

«Сила и Честь» - 4,2%;

«Свобода» - 3,8%.

Наибольшее любопытство могут вызвать результаты сопоставления картины мира, смоделированной потенциальным избирателем, и существующей на данный момент.

Уход с политической арены "Народного фронта", рейтинг которого года четыре завис на отметке около 1%, давно воспринимается как вопрос времени. Хотя отдельные члены команды могут попытаться прорваться в касту неприкосновенных (ибо привилегии еще не скоро отменят) по одному. Но  поражения в локальных битвах за место под солнцем в исполнении Яценюка, Турчинова, Парубия и Ко могут принести такие репутационные потери, после которых возвращение на политическую арену станет возможным лишь после полного ребрендинга на уровне смены пола. Совершенно не случайно Арсений Яценюк не отважился ринуться в президентскую гонку, предпочтя занять выжидательную позицию.

Если следовать логике, то в будущем парламенте не должно быть Блока Петра Порошенко, так как максимальная мобилизация протестного электората, наблюдаемая на выборах президентских, должна привести к окончательному выдавливанию из властных институций. Но логика – это понятие, присущее, например, науке. А современная отечественная политика – понятие совершенно антинаучное.

Поэтому реванш "папередников" абсолютно неизбежен. Вопрос лишь в объеме мыльного пузыря неотвратимо надвигающегося реванша. 13% БПП – это по факту результат Петра Порошенко в первом туре президентских выборов. Но если учесть, что возможности стимулирования электоральных масс с помощью внезапного расширения социального обеспечения для данной политической силы уходят в небытие, то реальный результат может оказаться в два раза ниже.

В Раду восьмого созыва бывшая партия власти сумела завести порядка шести десятков мажоритарщиков. Но какой смысл тем же самым людям кучковаться на задворках оппозиции, когда они имеют широчайшие возможности примкнуть к партии власти – пока не ясно.

Скорее всего, бывшему президенту удастся сколотить некое формирование из 30-40 мандатов – достаточно подвижное с постоянно выходящими  или входящими персоналиями и группами. Но не более.

Однако учитывая ораторские таланты самого лидера движения и неиссякаемую громогласность некоторых членов его команды, БПП вполне способна стать неким заменителем Радикальной партии Ляшко, которая, судя по всему, утрачивает статус парламентской. У электората может (и вполне обоснованно) сформироваться впечатление, что данное партформирование уже сказало все, что могло, и более ему к отечественной политической картине добавить нечего.

Возвращение в парламент партии "Свобода" представляется более чем сомнительным. Партии так и не удалось аккумулировать вокруг себя ультранационалистический электорат, а при наличии такого мощного конкурента как Петр Порошенко и не удастся. Прорыв к мандатам мог бы состояться при объединении с чем-либо подобным, но пока совершенно не видно политсил, интересующихся таким альянсом.

Прохождение в Раду "Громадской позиции" – по большей части, вопрос веры избирателей: к какому разряду данная политическая сила будет отнесена в массовом сознании – к проходным или непроходным. В 2014-м реальный результат партии оказался ниже социологии, что имеет все шансы повториться и в нынешнем году, ибо карму не продашь, не выбросишь и не поменяешь на что-нибудь более хорошее.

Если следовать логике политических событий, то в парламенте должен оказаться проект Смешко. Но удастся ли его команде дожать успех на президентских выборах до мест в законодательном собрании – вопрос открытый.

Итак, мы подобрались к главному вопросу выборов (вне зависимости от того, когда они состоятся): а из кого же будет формироваться коалиция?

«Оппозиционную платформу» из перечня коалициантов можно смело исключать, так как теория и практика зашквара по-прежнему остается стержневой в местном политикуме.

"Батькивщина" плюс БПП. При всей фантастичности подобного  альянса по личностным соображениям объединение вряд ли состоится по иным причинам – обе фракции в сумме вряд ли наберут хотя бы 226 голосов.

Отсюда вопрос: кто первый захочет блокироваться с пропрезидентскими силами? Ценой вопроса, например, может стать премьерский портфель. По правилам игры его должна получить партия, победившая по спискам, как это было в 2014-м. Но неминуемый коалиционный кризис создаст и для Порошенко, и для Тимошенко достаточно прочную площадку для торгов. Но в целом жизнеспособность законодательного органа, собранного из осколков разномастных папередников и некоего политформирования, воспринимаемого в качестве "новой политической волны", представляется крайне сомнительной. Так что следующим на повестке дня может стать вопрос проявления политической воли (или же ее отсутствия) – роспуска несостоявшегося парламента с последующим полным вытеснением старых партий и политиков (победа в два этапа) или же отказ от полного переформатирования политической картины страны под магистральным лозунгом последней пятилетки: "Не раскачивайте лодку".

Дмитрий Михайлов